Комедия "Недоросль"

Комедия "Недоросль", анализ произведения



Комедия "Недоросль" Фонвизина


Комедия "Недоросль", анализ произведения Фонвизина.

Содержание комедии "Недоросль" воплощено в мастерски разработанную художественную форму.
Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев.
С большой тщательностью и широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Еремеевны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в каждом из них какую-то новую сторону действительности, нигде не повторяясь.
Все герои его комедии нарисованы не равнодушным созерцателем жизни, а писателем-гражданином, который явно показывает своё отношение к изображаемым им людям.
Одних он казнит гневным негодованием и язвительным, убивающим смехом, к другим относится с весёлой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией. Фонвизин показал себя глубоким знатоком человеческого сердца, характера человека. Он умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действия.
Этой же цели служат в комедии и ремарки, т. с. авторские указания актёрам.
Например: "от робости запинаясь", "с досадой", "испугавшись , с злобою", "в восторге", "с нетерпением", "задрожав и грозя" и т. д.
Такие ремарки были новостью в русских драматических произведениях XVIII века.
В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т. е. стремление к возможно более правдивому изображению жизни. Первое явно на стороне реализма.
Это проявляется главным образом в изображении действующих лиц, особенно отрицательных.
Они - типичные представители своего класса, широко и разносторонне показанные.
Это живые люди, а не олицетворение какого-либо одного качества, что было характерно для произведений классицизма.
Даже положительные образы не лишены жизненности.
А Простакова, Скотинин, особенно Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена превратились в нарицательные.
Правила классицизма нарушаются и в самом построении комедии.
Эти правила запрещали смешение в пьесе комического и драматического, весёлого и печального.
Эти правила запрещали смешение в пьесе комического и драматического, весёлого и печального. В комедии полагалось
смехом исправлять нравы. В "Недоросле", кроме смешных (комических), есть и драматические сцены (драма Простаковой в конце произведения).
Наряду с комическими картинами имеются сцены, раскрывающие тяжёлые стороны крепостнического быта. Кроме того, в комедии введены сцены, имеющие лишь косвенное отношение к основному действию (например, сцена с Тришкой и ряд других), но они понадобились автору для широкой и правдивой зарисовки картин быта.
Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выражения перешли из неё в жизнь на правах пословиц: "Не хочу учиться - хочу жениться"; "Глупому сыну не в помощь богатство", "Вот злонравия достойные плоды" и др.
Эта победа реализма на самом важном участке - в изображении человека - составляет ценнейшую сторону Фонвизина - художника слова. Правдивость в изображении жизни тесно связана с передовыми взглядами Фонвизина, с его борьбой против основных зол его времени, так ярко раскрытых им в комедии "Недоросль".
Те важные вопросы, которые Фонвизин поставил и осветил в комедии "Недоросль", обусловили её большое общественное значение прежде всего в современную ему эпоху. Со страниц комедии, со сцены театра прозвучал смелый голос передового писателя, который гневно обличал язвы и недостатки жизни того времени, призывал к борьбе с ними. Комедия рисовала подлинные картины жизни; показывала живых людей, хороших и дурных, призывала подражать первым и бороться с последними.
Она просвещала сознание, воспитывала гражданские чувства, звала к действию.
Велико значение "Недоросля" и в истории развития русской драмы. Недаром Пушкин назвал "Недоросль" "народной комедией". Комедия Фонвизина удержалась на сцене театра вплоть до наших дней.
Жизненность образов, исторически верное изображение людей и быта XVIII века, естественный разговорный язык, искусное построение сюжета - всё это объясняет тот живой интерес, который комедия вызывает и в наши дни.
"Недоросль" Фонвизина является родоначальником русской (по выражению Горького) "обличительно-реалистической" комедии, комедии социально-политической.
"Недоросль" Фонвизина является родоначальником русской (по выражению Горького) "обличительно-реалистической" комедии, комедии социально-политической.
Продолжая эту линию, в XIX веке появляются такие замечательные комедии, как "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя.

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )