Рассказ А.П. Чехова "Страх", анализ

Рассказ А.П. Чехова "Страх", анализ, анализ произведения



Рассказ А.П. Чехова "Страх", анализ


Рассказ А.П. Чехова "Страх", анализ.

План:
1. Время написания произведения (дать характеристику этого времени: какие события происходили в стране, взгляд на них общественных деятелей, писателей, других людей искусства). История создания данного произведения (если известна).
2. Жанр произведения.
3. Сюжетно-композиционные особенности (про что это произведение, кратко изложить основные события в нем, отметить завязку, кульминацию, развязку. Проанализировать эпилог и эпиграф, если есть).
4. Тема произведения (какие темы затрагивает автор в данном произведении, найти подтверждение в тексте).
5. Проблемы, поднятые в данном произведении (какие проблемы затрагивает автор? почему они волнуют его? почему важно разрешение этих проблем? как эти проблемы решаются в данном произведении? ).
6. Характеристика героев произведения (их имена, профессия, работа, взгляды на жизнь, взаимоотношения с другими людьми, мир их чувств и переживаний. Как герои помогают решать проблемы, поставленные в произведении?)
7. Идея и пафос произведения (что автор хотел сказать читателю в данном произведении? с какими чувствами, с каким настроем он это делает?).
8. Язык произведения, его стиль и поэтика (отметить особенности языка данного произведения: устарешие, заимствованные, жаргонные слова, для чего их употребляет автор; помогает ли речь героев раскрыть их характер, передать их особенности; используются ли в авторской речи средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.), для чего это делается и др.).

Рассказ А.П. Чехова "Страх" имеет подзаголовок - "Рассказ моего приятеля". Тем самым, я думаю, автор сразу настраивает нас, что описанная им история является будничной и весьма распространенной.
И действительно, герои "Страха" - самые обычные люди, обыватели, о которых так любит рассказывать Чехов.
Волею рассказчика мы оказываемся погружены в личные дела семьи Дмитрия Петровича Силина, дворянина и помещика. Главная характеристика этого человека звучит уже в самом начале произведения: "мне казалось, что он не на своем месте-". Где бы ни жил этот человек и чем бы он ни занимался, постоянно присутствует ощущение, что Силин находится не в своей тарелке, что ему неуютно, плохо: "Глаза у него были грустные, искренние и немножко испуганные-"
По мере развития сюжета мы начинаем понимать, с чем связана такая "неприкаянность" героя. Основными чувствами, эмоциями в его жизни были две - непонимание и страх, которое рождает непонимание. И главное, чего не мог понять Силин, была сама жизнь: "Я, голубчик, не понимаю и боюсь жизни". А точнее, как говорит сам герой, "обыденщина", - то, что засасывает и губит. Этот неглупый и тонкий человек боится серости жизни, не хочет касаться ее, но погрязает в ней больше и больше, делая несчастным не только себя, но и свою горячо любимую жену, которая "умирает от скуки".
Однако в рассказе, как мне кажется, нет одного виновного. Да и виноват ли каждый из героев вообще? Каждый их них тяготится обыденностью. И каждый из них по-своему боится жизни. Мария Сергеевна, не любящая своего мужа, скучающая с ним, но боящаяся что-то кардинально переменить в своей жизни. Рассказчик, стремящийся найти лишь мимолетное удовольствие, но боящийся серьезных отношений, влекущих за собою ответственность и обязательства: "Это была большая, серьезная любовь со слезами и клятвами, а я хотел, чтобы не было ничего серьезного - ни слез, ни клятв, ни разговоров о будущем".
В результате эти люди делают несчастными не только себя, но и окружающих. В рассказе образуется любовный треугольник: Силин- Марья Сергеевна- рассказчик. Силин безумно любит свою жену, но знает, что она не любит его, и от этого очень сильно страдает. Марья Сергеевна страстно влюблена в рассказчика, видит в нем свой идеал и спасение от серости жизни. Рассказчик увлечен женой своего приятеля, очарован ее красотой, но-не более того.
При всем этом, каждый их героев имеет богатый внутренний, эмоциональный потенциал. И Силин, и Марья Сергеевна, и рассказчик наделены способностью испытывать сильнейшие чувства: "Я молча обнял ее и стал жадно целовать ее брови, виски, шею..."; "Она клялась мне в любви, плакала, просила, чтобы я увез ее к себе"; "Оттого, что в наших отношениях я ничего не понимаю, я ненавижу то ее, то себя, то обоих вместе-"
Возможно, именно поэтому лейтмотивом рассказа "Страх" становятся произведения Шекспира, наполненные истинными человеческими страстями и эмоциями. Сравнивая своих героев с людьми Средневековья, Чехов и иронизирует над своими "слабыми", "серыми" современниками, и показывает, что они наделены большими возможностями, которые, увы, не используют.
Страх перед жизнью, перед переменами уничтожает жизнь героев рассказа, рушит их надежды, калечит их души. И этот страх свойствен всем представителям рода человеческого, а не только "рефлектирующим интеллигентам". Пример тому - герой по прозвищу Сорок Мучеников, заглушающий свою неприспособленность к жизни водкой.
Таким образом, название рассказа Чехова - "Страх"- весьма лаконично и емко передает смысл этого произведения. Автор рассказывает о том, что каждому человеку свойственны страхи. Но самым большим страхом каждого из нас является страх перед жизнью. Этот страх огромен и имеет множество разновидностей. Однако результат его один и он ужасающ - поддавшись страху перед жизнью, человек умирает внутренне и превращается в ходячего мертвеца, разрушающего не только себя, но и все вокруг.

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )