"Ты помнишь Алеша", стихотворение К. Симонова

"Ты помнишь Алеша", стихотворение К. Симонова, анализ произведения



"Ты помнишь Алеша", стихотворение К. Симонова


"Ты помнишь Алеша", стихотворение К. Симонова.

Что такое память?
Какой нравственный смысл имеет память для каждого человека?
Ответы на эти вопросы я нахожу для себя в стихотворении Константина Симонова "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...", написанном в 1941 году.
Главное, чем волнуют эти строки, - это правда, простота рассказа-воспоминания о начале войны.
Первые месяцы Великой Отечественной... Кто может такое забыть?! Это время оказалось самым тяжелым для русского народа. Враг отнял почти всё, но не смог память убить, отнять вчерашний день, сломить русский характер!
Не смог забыть об этом времени и К. Симонов. Ведь автор не являлся сторонним наблюдателем, он сам прошёл дорогами войны, по "тракту, слезами измеренному чаще, чем верстами".
Любая война начинается с дороги. Образ дороги - символ жизненного пути, который каждый человек должен пройти достойно. И эти военные дороги разводят в разные стороны друзей: К. Симонова и А. Суркова, лирического героя и Алёшу. Лирический герой - человек, сердцем принявший боль войны, искренне любящий свою землю. По моему мнению, он очень близок автору по духу, по восприятию происходящего. Используя риторическое обращение (подчёркнутое обращение к другу по имени), а затем и неоднократное употребление местоимения "ты" и его словоформ, автор не только усиливает выразительность речи, но и даёт возможность герою признаться в том, что только сейчас, в дни суровых испытаний, он по-настоящему понял, "с чего начинается Родина": с малой родины, где "русская мать нас на свет родила".
Стихотворение написано в жанре послания и входит в сборник с символическим названием "С тобой и без тебя" (1942). Это послание можно разделить на две части. В первой автор погружает нас в обстановку военного времени, используя многочисленные эпитеты: "бесконечные злые дожди", "усталые женщины", "дорожной тоской", "со вдовьей слезою", "плачущий крик". Очень выразителен приём контраста (антитезы): тёмное (размытые бесконечными злыми дождями чёрные дороги, серые деревни с крестами над погостами) и светлое (седина в волосах, "в белом, как на смерть одетый, старик"). Белое очень остро воспринимается на фоне чёрного, добро на фоне зла. Пронзительно звучит крик молодой девушки, выражающий неизбывное горе людей, оставленных отступающей армией. Это не просто средства художественной изобразительности, а те образы, которые будут живы в памяти героя до конца его дней. В этой части есть имена собственные, указывающие на места, о которых повествует автор. Однако это не только конкретные места: дороги Смоленщины, Могилёвщины, изба под Борисовом, это пространство, расширяющееся до необъятных просторов "великой Руси" и объединяющее Россию и Белоруссию. Описывая военные дороги, автор использует контекстуальные синонимы: дорога, тракт, просёлки, околицы. Эти названия роднят его с исконной, деревенской Русью, богатой своим историческим прошлым. Устаревшие слова "встарь", "версты", "кринки", "тракт", "погосты", "околицы" указывают на неразрывную связь между прошлым и настоящим. Контекстуальные антонимы: молящиеся прадеды и не верующие в Бога внуки показывают, что война - одинаковое горе для всего народа. Какой бедой она была для дедов, такой же обернулась и для внуков. Прадеды и внуки, вдовы и невесты, горожане и сельские жители - все равны перед лицом войны, и все объединяют свои силы для того, чтобы защитить Отчизну. Только одни - оружием, а другие - молитвами. Однородные глаголы-сказуемые и деепричастные обороты придают стихотворению динамичность и напряженность.
Войне неизбежно сопутствуют разлука и ожидание встречи, возвращения. Что ждёт впереди? Ждут ли? Рефреном звучат слова во второй части стихотворения "Мы вас подождём!" Мотив возвращения настойчиво выделен единоначатием (анафорой) лексически и интонационно. Синтаксический параллелизм усиливает, резко выделяет и чувства людей, и состояние природы. Эхом разносят над землёй слова-утешения леса и пажити. Риторически звучит вопрос: "Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?"
Следом идущие голоса вызывают желание ответить: "Жди меня, и я вернусь, только очень жди..."
Восприятию стихотворения помогают звуки.
Особенно [р], который связан с ключевыми словами:"Русь", "Россия", "русская", "по-русски", "провожала", "трижды", "родила", "крестом ограждая".
Чего только стоит одна строка: "По-[р]усски [р]убаху [р]ванув на г[р]уди". А аллитерация на [ш], [с]:"помнишь", "шли", "знаешь", "утешить", "несли", "усталые", "слёзы", "солдатками", "Русь", "сошлись".
И целая строка: "[С]едая [с]таруха в [с]алопчике пли[с]овом".
Мы слышим громкие раскаты оставшихся между строками описаний боёв, в которых пуля пока ещё милует лирического героя, но не щадит его товарищей.
Прислушиваемся к шепоту женских губ, тихо скатывающимся по щекам слезам солдаток и плачу небес. Ассонанс на [о], [и] придает звуковой картине стихотворения размеренность и задумчивость. А задуматься есть над чем.
Стихотворение написано амфибрахием, поэтому оно такое мелодичное и одновременно призывное. Чередование мужской и дактилической рифмы, перекрестная рифмовка задают своеобразный ритм: первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую.
И пусть с момента написания этого стихотворения прошло почти семьдесят лет, оно актуально и сегодня, ведь автор затрагивает "вечные" темы войны и мира, жизни и смерти, героизма и памяти.
"Ты помнишь?" - обращаемся мы друг к другу, стремясь осмыслить этот мир.
Наша память - это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.
Очень хочется, чтобы будущие поколения не только знали, но и чувствовали цену Победы.
Память имеет нравственный смысл для человека!
И заключается, на мой взгляд, он в следующем:
пока звонит этот колокол (память о войне), есть надежда, что новой войны не будет!

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )