Биография Бориса Николаевича Бугаева (Белый Андрей)

Годы жизни, литературные произведения, творчество Бориса Николаевича Бугаева (Белый Андрей)




Биография, годы жизни, литературные произведения, творчество.


Биография Бориса Николаевича Бугаева (Белый Андрей)


Белый Андрей.

(псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) - писатель.
Род. 1880; сын профессора математики Н. В. (Бугаева). Окончил Московский ун-т по естественному факультету (был потом и на филологическом). В 1906-1907 жил за границей; в 1910-1911 путешествует по Италии, Египту, Палестине. Годы 1912-1916 проводит, б. ч., в Брюсселе, Париже, Мюнхене, в Швейцарии. С осени 1916 живет в России; в Петрограде участвует в Вольной философской ассоциации (Вольфила), в Москве некоторое время работает в Пролеткульте (1918-19), в театр. отд. Наркомпроса и др. учреждениях. С 1921 по 1923 живет в Берлине, потом снова в Москве. - Дворянского происхождения по отцу, купеческого - по матери, Б. был воспитан в среде столичной буржуазной интеллигенции. В социально-культурный комплекс знакомых и близких Б. надо еще включить представителей крупной буржуазии, меценатов-миллионеров, как Рябушинский, Терещенко и др. Из дворянских и купеческих кругов к Б. шли авторитарные формы миросозерцания и религиозные настроения, легко переходившие в мистику. Политические взгляды этой среды подготовляли будущие выступления "кадетов" и "октябристов" с ярко выраженным национализмом и идеей великодержавности. Наконец, эта среда "устремлялась меблировать свою жизнь на западноевропейский лад и проводить свои досуги с изящной утонченностью" (Луначарский). Отсюда - культ красоты, эстетство. - Мистицизм у Б. обнаружился рано и остался навсегда. Влияние Вл. Соловьева сообщало мистицизму Б. характер эсхатологический. По временам у Б. вспыхивает раздражение против кружкового "мистериального наркоза", против "апокалипсических экстазов, если они преподаются в кабачках", и он призывает "с пути безумий к холодной ясности искусства, к гистологии науки", к "строгости теории познания". Но позитивистом Б. не стал. Крайний индивидуалист, Б. остро ощутил свое одиночество. Он пробует найти спасение в своеобразном народничестве (стихи 1904-07; цикл "В полях") и объявляет уже себя "пророком полей". Из общения с деревней Б. вынес сюиту стихотворений бытового "некрасовского" типа. Но полевая романтика не спасла "согбенного, бледного странника". Разочарование Б. в крестьянской России было тем острее, что Б. подходил к ней с отголосками барских, усадебных вкусов. Б. покидает деревню, вновь возвращаясь к привычной культуре столицы. Здесь он быстро перебрасывается от "экспериментальной эстетики" к умозрению. Он конструирует литературную теорию символизма, но символизм оказывается для Б. "не литературной школой, а новым мировоззрением, гармонически сочетающим религиозный, жизненный путь, искусство и спекулятивное мышление". "Смысл искусства - только религиозен". Отсюда новый порыв - в антропософию. С 1912 Б. становится учеником антропософа Рудольфа Штейнера и вместе с его последователями строит в Швейцарии, в Дорнахе, "Иоанново здание". Неуравновешенный, стремительный, мечущийся от одной доктрины к другой, Б., однако, вращался в определенном замкнутом кругу. В литературе Б. появился в 1901. За 25 лет он создал немалое количество книг, являясь одним из самых продуктивных русских писателей. Вся совокупность книг Б. распадается на 4 группы: 1) лирика и "симфонии", 2) романы, 3) поэтика и 4) публицистика. Ранняя лирика собрана в 3 книгах: "Золото в лазури" (1904), "Пепел" (1908) и "Урна" (1909). Здесь и пейзаж, и интимная лирика, и бытовые зарисовки деревни и провинции, и воссоздание старины (в том числе и барской), и философские мотивы; все три книги - лирическая исповедь, дневник поэта. С 1910 Б. отходит от стихотворства, но после революции опять к нему возвращается: "Королевна и рыцари" (1919); две поэмы: "Христос воскресе" (1918) и "Первое свидание" (1921); "Звезда" (1922), "После разлуки" (1922). Б. - большой мастер метра и ритма. - Переходом к прозе являются "симфонии", - жанр, созданный Б.: "Симфония северная" (1-я, героическая, 1904); симфония 2-я, драматическая (1902); симфония 3-я, "Возврат" (1904); симфония 4-я, "Кубок мятелей" (1908). В них сказалось пристрастие Б. к музыке, форму которой он хотел перенести в поэзию. Симфонии написаны ритмической прозой. Содержание их прихотливо, фантастично, нередко чрезвычайно туманно. За симфониями последовали романы. В первом из них: "Серебряном голубе" (1910, - первой части трилогии "Восток или Запад") Б. связывает в одной фабуле мистика-интеллигента Дарьяльского с народной мистической сектой "голубей" - сближение, характерное для русских барских и интеллигентских религиозных метаний. Второй роман "Петербург" (отд. изд. 1916, первоначально был напечатан в сборнике "Сирин" в 1913) произвел на читающую публику большое впечатление. Стилистически это, действительно, интересное произведение: богатство эпитетов и метафор, искусное описание обстановки, музыкальность всего сказа, изящное сочетание эпических партий и лирических отступлений - обнаруживают зрелого мастера. Но сильно чувствуются в произведении подражания манере Гоголя, Достоевского, Толстого. Роман имел задачей дать синтезированное изображение политического центра страны в революционный 1905 год. Но автор, плохо подготовленный к социально-политическим проблемам, или схватывает только внешность событий или невольно суживает смысл явлений, сбиваясь на обывательское их понимание; рабочее и вообще социально-революционное движение не понято и не изображено. Из других романов значителен "Котик Летаев" - "Детство и отрочество" Б., где, однако, к любопытным эпическим картинам густо примешаны всякие "оккультные" отступления. Последними эпическими произведениями Б. являются пока "Московский чудак" и "Москва под ударом" (изд. "Круг", М., 1926), начинающие широкозадуманный цикл "Москва". Критические и теоретические работы Б. сосредоточены в 3 сборниках: "Луг зеленый" (1910), "Символизм" (1910) и "Арабески" (1911); имеется еще несколько отдельных книжек: "Трагедия творчества. Достоевский и Толстой" (1911), "Поэзия слова" (1922) и пр. Здесь самыми крупными являются две группы статей: о символизме и о русском стихе. Символизм охарактеризован не только как школа, но и как миросозерцание. В работах Б. о русском стихе он является зачинателем формальной поэтики; хотя в них есть ценные наблюдения, но допущены и серьезные научные промахи. Б. - один из четырех крупнейших представителей русского символизма (Брюсов, Блок, Бальмонт и Белый). Как теоретик, он наиболее последовательный из них. Его метрологические работы оказали сильное влияние на литературоведение. Но многое в творчестве Б., как и во всем движении символизма, умерло вместе с тем социально-политическим строем, которым они были обусловлены.

Анализ произведений русской и зарубежной литературы

Литературные произведения в кратком изложении

Биографии и творчество известных писателей