Сочинение по тексту В. Шукшина: Век живи - век учись

Примеры написания сочинений по текстам. ЕГЭ по русскому языку



Сочинения по текстам ЕГЭ.

Сочинение по тексту В. Шукшина: Век живи - век учись.

Сочинение–рассуждение по тексту В. Шукшина

Исходный текст по В. Шукшину: Век живи - век учись.

(1) 80-летний Егор Кузьмич лежал на печке и стонал.
(2) 3а столом сидел восьмиклассник Юрка и учил уроки.
(3 )Юрка иногда удивлял его своими знаниями, а старик хоть и спорил, но Юрку любил.
(4) - О чем сейчас читаешь?
(5) - О космонавтах.
(6) - И зачем они туда летают?
(7) - Ну, ты даешь, дед! А что они, будут лучше на печке лежать?
(8) - Ну тогда объясни, для чего же ты учишься?!
(9) Чтобы на стариков злиться?
(10) - Ну, во-первых, освоение космоса - это ... надо.
(ll) Разве не интересно поглядеть на инопланетян?
(12) - Они такие же, как мы?
(13) - Я точно не знаю, может, немного пострашнее, - ответил Юрка.
(14) - Жениться, что ли, друг на друге будете? - засмеялся дед.
(15) - Да нет, может, у них все уже открыто, а мы только первые шаги делаем
(16) А медицина у них такая, что люди будут до ста - ста двадцати лет жить ...
(17) - Ну, это ты врешь.
(18) - Может быть, соседи наши по Галактике открыли уже такое лекарство.
(19) - А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест,-пожал плечами дед.
(20) - Ты не захочешь, а другие - с радостью, если будет такое средство.
(21) – А ты вот кем хочешь стать? - спросил старик.
(22) - Хирургом буду.
(23) - А сколько хирурги получают, наверное, много?
(24) - Наоборот, им мало платят, сейчас, правда, прибавили ...
(25) - Так зачем тогда мучиться столько лет?
(26) Учись на шофера, деньги будешь хорошие зарабатывать.
(27) Жили раньше без учебы - и ничего, без хлеба не сидели.
(28) - У вас только одно на уме,- махнул рукой Юрка, - раньше да раньше ...
(29) - А у вас только одно на языке: будет да будет ...
(30) Трепачи ...
(31) А в книгах твоих читать нечего - вранье одно.
(32) - Нечего?
(33) А знаешь ли ты, что когда академик Павлов умирал, то позвал студентов и стал им диктовать, как умирает
(34) «Вот, - говорит, - сейчас у меня холодеют ноги,записывайте» ...
(35) Потом руки у него отказали ...
(36) А потом он умер.
(37) - А у тебя есть его фотография?
(38) Старик внимательно начал разглядывать маленькую фотографию из учебника, а потом спросил:
(39) - А у него родные были?
(40) - Были, наверное, я точно не знаю.
(41) 3автра узнаю в школе.
(42) - Были, конечно, если бы был один, то не диктовал бы ...
(43) Одному плохо.
(44) Юрка не стал возражать.
(45) - Конечно, - согласился он, - одному плохо ...
(По В. Шукшину).

Пример сочинения 1:

Тема «отцов и детей» видоизменена в рассказе В. М. Шукшина. Это конфликт деда и внука. Писатель высмеивает невежество и ограниченность Егора Кузьмича, который не читает книг, не интересуется наукой. У него мещанские взгляды. А Юрка наделен любопытством, пытливостью. Он, наверное, вырастет образованным, добрым, гуманным: ведь он хочет помогать людям, лечить их, чтобы они жили до ста двадцати лет.
Несовпадение взглядов на жизнь показано Шукшиным в диалоге-споре, который насыщен экспрессивными конструкциями («Трепачи», «Вранье одно!»), вопросительно-восклицательными конструкциями («Ничего?», «Ну, ты даешь, дед!»). Егор Кузьмич заинтересовался фигурой академика Павлова, который изучал высшую нервную деятельность человека. Но вовсе не его научными открытиями, не его героической смертью ученого-подвижника, когда он диктовал студентам, что ощущает в момент ухода из жизни. Старик спрашива-ет внука о семейном положении академика Павлова: были ли у него родные. Значит, он не понял, зачем Юрка рассказал ему о знаменитом физиологе.
Может быть, дед и неплохой человек (в рассказе написано, что Егор Кузьмич внука любил, хотя и спорил с ним), но он пессимист. Медицина стремится сделать жизнь человека более продолжительной, а дед говорит: «А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест». Егор Кузьмич не верит в будущее, в прогресс, в силу научной мысли, в беспредельность знания. Ему кажется, что Юрке лучше работать не хирургом, а шофером: и учиться не надо, и деньги приличные.
Евгению Базарову, как мы помним, тоже было скучно с ограниченными родителями. Но они были менее невежественны, чем Егор Кузьмич. Все-таки отец Базарова -отставной штаб-лекарь, а мать хоть и малообразованная, но дворянка. К сожалению, тема «отцов и детей» перешагнула тургеневское время и до сих пор актуальна. Можно согласиться с автором рассказа, что непонимание между поколениями, тем более если оно основано на невежестве и необразованности, больной вопрос современного общест¬ва. Эта трещина в отношениях заставляет подростков избегать разговоров с родственниками, замыкаться в себе, искать общения за пределами дома и семьи.

Пример сочинения 2:

На первый взгляд главная тема рассказа В. М. Шукшина - конфликт поколений. А может быть, писатель восхищается достижениями науки, одновременно иронизируя над невежеством восьмидесятилетнего Егора Кузьмича, который не понимает пользы освоения космоса? Как это часто бывает в художественном тексте, главную смысловую нагрузку, мне кажется, несет заключительная фраза: «Конечно, - согласился он, - одному плохо». Значит, В. М. Шукшин написал рассказ о драматизме одиночества и старости. Эта идея выражена не прямо, а в диалоге персонажей. Художественное своеобразие этого текста как раз и заключается в вопросно-ответной форме повествования, которое большей частью состоит из неполных предложений. «А в книгах твоих вообще читать нечего - вранье одно, - говорит дед. А внук Юрка отвечает: «Нечего?» Выразительная речь героев наполнена разговорной лексикой: "вранье", "ты даешь", "трепачи". Она придает достоверность этому безыскусному тексту.
В. М. Шукшин вовсе не хочет принизить значение науки. Просто тема рассказа другая. Вот почему в жизни академика Павлова Егора Кузьмича заинтересовали не его открытия и не то, как он ставил эксперимент с собственной смертью, диктуя ученикам, что ощущает умирающий, а то, были ли у него родные. В. М. Шукшин показал, что, несмотря на необразованность, дед Егор Кузьмич, который «лежал на печке и стонал», му-чительно думает о вечных вопросах: о жизни и смерти, о взаимоотношениях с теми, кого человек оставляет на Земле. Видимо, родным Егора Кузьмича не всегда есть дело до старика. Может быть, они отмахиваются от него?
Название рассказа «Век живи - век учись» можно понять двояко. С одной стороны, В. М. Шукшин не ставит под сомнение необходимость учиться, одобряет любознательность Юрки, его желание стать хирургом. С другой стороны, Юрке еще предстоит научиться понимать душевное состояние людей, родных, к которым он пока глух. Может быть, умение сочувствовать, видеть, слышать, понимать тех, кто рядом, - главное умение в жизни. Это та мудрость, которой нельзя научиться в школах и вузах. Этому нельзя научиться и у инопланетян, которые, как думает Юрка, открыли такое лекарство, что «люди будут до ста двадцати лет жить». Действительно, кто захочет жить так долго без тепла и любви близких? Важно, что гуманную, добрую мысль В. М. Шукшин выразил без дидактичности и иазидательности.
В наше немилосердное время взаимной отчужденности люди подчас безжалостно рвут самые дорогие родственные Связи. Рассказ В. М. Шукшина заставляет задуматься об этом. Так и хочется сказать Юрке: «Ты умный, целеустремленный, пытливый. Так будь поласковей с дедом, позаботься о нем, облегчи ему старость».

Пример сочинения 3:

Я полностью согласна с автором рассказа «Век живи - век учись» В. М. Шукшиным. Он пишет о выборе профессии, о том, что человек должен ответственно относиться к этому вопросу. Не всегда надо руководствоваться зарплатой и материальными выгодами. Важны не деньги, а увлеченность работой, самоотдача. Вот этого и не понимает дед Егор Кузьмич, которому кажется странным решение Юрки стать хирургом: «мучиться надо столько лет», время тратить, да и денег мало платят. По мнению деда, шофером работать куда лучше. Точно так же и профессия космонавта для Егора Кузьмича ненужная, бесполезная: «И зачем они туда летают? »
Позиция внука Юрки совершенно другая. Он интересуется полетами в космос, инопланетянами не ради праздного любопытства. Может быть, он и наивен: ему хочется, чтобы уже было изобретено (пусть на другой планете) такое лекарство, чтобы люди до ста - ста двадцати лет могли жить. Но эта наивность простительна, ведь Юрка всего лишь восьмиклассник. Важно то, что он понимает необходимость учиться, причем долго и настойчиво. Ведь в наши дни трудно представить профессионала без солидного багажа знаний. Именно по-этому внук так эмоционально реагирует на ворчание деда о том, что в книгах «вранье одно» и читать там «нечего». «Нечего?» - возмущается Юрка.
Юркин идеал - академик Павлов, за которым студенты записывали, что испытывает человек, когда умирает. Физиолог Павлов - лауреат Нобелевской премии, всемирно известный ученый, который доказал, что только человеку свойственна высшая нервная деятельность, только у него есть вторая сигнальная система, связанная с языком и словом. Проводя эксперименты над собаками, Павлов пришел к выводу, что условные рефлексы связаны у них со всеми окружающими предметами и явлениями. Это первая сигнальная система, которая не может служить основой мышления.
В. М. Шукшин заостряет внимание на поведении Павлова в момент надвигающейся смерти. Это пример героического служения науке, делу всей жизни. Вот таким же ученым хочет стать и Юрка. И я верю, как и автор рассказа, что у любознательного, трудолюбивого Юрки счастливое будущее. Он обязательно добьется того, о чем мечтает. Главное в выборе профессии - стремление к цели, упорство и умение отстоять свою позицию.

Пример сочинения 4:

Рассказ В. М. Шукшина заканчивается так: «Одному плохо». Я тоже считаю, что человек не должен быть один. Нужно стремиться к общению, не замыкаться в своей скорлупе. Если человек один, у него формируется индивидуализм и эгоизм, равнодушие к людям. Что толку, что дед Егор Кузьмич целый день лежит на печке?
Оберегая свой покой, человек перестает приносить пользу окружающим. На него нельзя положиться, ему ничего нельзя доверить, так как чувство товарищества и коллективизма в нем не воспитано. Уходя в себя, ему уже нет дела до остальных, до их проблем и забот. Гораздо лучше быть активным, восприимчивым, нежели чем пассивным и безучастным.
Читая рассказ В. М. Шукшина, ко мне в голову пришла мысль о герое рассказа А. п. Чехова «Человек в футляре» Беликове. Он постоянно боялся, «как бы чего не вышло», поэтому и спрятался в свою оболочку, в футляр. Учитель греческого языка Беликов и очки носил в футляре, и зонтик в футляре, и даже перочинный ножичек в футляре из серой замши. Лицо его тоже было спрятано в постоянно поднятый воротник ватного пальто. А в результате счастье прошло мимо него: он так и не женился на Вареньке, заболел от страха перед реальной жизнью и умер. Через образ Беликова А. П. Чехов показал гибель футлярной жизни. Он описал то, что одинокий человек портит жизнь окружающим. При нем боялись говорить, смеяться; собираться по вечерам у друзей; он целых пятнадцать лет держал всю гимназию, весь город в страхе. Тоже я считаю, что в человеке надо формировать чувство локтя. Этому должны способствовать школа, семья, кружки по интересам, спортивные секции.
Рассказ В. М. Шукшина мне кажется интересным и актуальным.

Пример сочинения 5:

В этом тексте говорится о Егоре Кузьмиче и Юрке. Данный рассказ состоит из трех частей. В начале текста В. М. Шукшин говорит то, что внук учил уроки, а дед лежал на печке. Юрка читал о космонавтах, а дедушка не видел пользы в космических полетах. Я согласен с автором, что надо летать в космос, двигать науку вперед.
В середине рассказа говорится о медицине, о лекарствах, благодаря которым продлится жизнь человека. Вряд ли можно согласиться с Юркой, что существуют какие-то инопланетяне и что они изобрели такие лекарства. Но он относится к ним не как к анекдоту, а серьезно. Дед же смеется, что земляне будут жениться на инопланетянах: «Жениться что ли друг на друге будете?»
Потом дед с внуком говорят о профессиях хирурга и шофера. При этом деду важна зарплата. Поэтому он советует Юрке стать шофером, чтобы не тратить время на учебу. Он презрительно относится к науке, употребляя грубые выражения: «вранье», «трепачи».
В третьей части рассказа говорится об академике Павлове, о его научном открытии. Также говорится, как он умирал. Он позвал студентов и стал им диктовать. «Вот,- говорит,- сейчас у меня холодеют ноги - записывайте». Потом ноги у него отказали, а потом он умер. Деду эта тема стала интересной, и он попросил Юрку показать фото ученого. Значит, писатель надеется, что внук пробудил в Егоре Кузьмиче тягу к знаниям, хотя он уже и старик.
Рассказ кончается словами: «Конечно, - согласился он, - одному плохо».
Это открытый финал. Мы не знаем, как сложится судьба героев, что дальше произойдет в их жизни.

Комментарии экспертов (сочинения по рассказу Шукшина):

Сочинение 1.
Проблематика и содержание текста поняты неверно. Хотя тема «отцов и детей» и при-сутствует в рассказе, но она отнюдь не главная. В. М. Шукшин ведет речь о драматизме одиночества и старости. Несмотря на то что собственное мнение изложено доказательно, даже с опорой на русскую классику (роман «Отцы и дети» B.C.Тургенева), интерпретация рассказа неточна.
В работе нет логических сбоев, грамматических и речевых ошибок.Но непонимание идеи рассказа не позволяет считать работу удовлетворительной.

Сочинение 2.
Проблематика и содержание текста поняты и прокомментированы верно. Раскрыт смысл названия рассказа В. М. Шукшина. Изложение собственного мнения проведено аргументированно.
Сочинение имеет ясную, логичную структуру. Автор работы владеет главным приемом рассуждения: подкрепляет каждый тезис доказательствами.
Речь свободная, лексика и синтаксис достаточно разнообразны. Грамматических и речевых ошибок в работе нет.

Сочинение 3.
В работе продемонстрировано как непонимание содержания текста и его идеи, так и искажение и сужение проблематики (автор работы считает, что главная из затронутых в тексте проблем - выбор профессии).
Третий абзац сочинения - лишний, так как уводит автора в сторону от анализируемого текста (в рассказе В.М.Шукшина ни слова не сказано о смысле и значении научных открытий академика Павлова).
Неудачное начало сочинения - типичный пример композиционного нарушения (Я полностью согласна с автором рассказа «Век живи - век учись» В. М. Шукшиным). Нельзя писать о согласии или несогласии с автором произведе-ния, если еще не сказано, о чем в тексте идет речь и что об этом думает писатель.
Хотя в работе нет явных речевых и грамматических ошибок, речь учащегося и его рассуждения часто строятся на готовых клише. Нечего и пытаться аргументированно выразить «собственное мнение», если в нем нет ничего «своего». В таких случаях формулировка собственной позиции сводится к набору демагогических, банальных фраз.
Помещенный в самый конец сочинения, этот фрагмент воспринимается как ненужный, сиротливый довесок.

Сочинение 4.
Содержание текста понято неверно, налицо подмена темы. В. М. Шукшин пишет о драматизме одинокой старости, а автор работы - о пагубности футлярной жизни. Сочинение написано не по ис-ходному тексту. Почему-то «героем» текста становится чеховский Беликов. Егор Кузьмич из рассказа Шукшина лишь упомянут в одном предложении.
Собственное мнение выражено декларативно (Тоже я считаю, что в человеке нужно формировать чувство локтя, дружбы). шаблонах: солидный багаж знаний, главное в выборе профессии - стремление к цели, упорство, умение отстоять свою позицию.
Позиция автора сочинения выражена декларативно. Собственное мнение потому и «собственное», что оно интересное.
Есть проблемы абзацного членения текста. Предложение Тоже я считаю ... никак не связано с образом Беликова и должно быть в другом абзаце.
Сочинение не отличается лексическим и синтаксическим разнообразием, точностью и ясностью изложения. Допущены речевые ошибки, связанные с неверным выбором слова. Например, вместо слова гибель в выражении гибель футлярной жизни надо было использовать слово пагубность. Вместо слова описал в предложении Он описал то, что одинокий человек портит жизнь окружающим надо было употребить слово показал или доказал.
Допущены грамматические ошибки. Автор сочинения в двух случаях неправильно использует деепричастные обороты ( Уходя в себя, ему уже нет дела до остальных и Читая рассказ В. М. Шукшина, ко мне в голову пришла мысль ... ).

Сочинение 5.
дан простой пересказ исходного текста. При этом автор работы не затрудняет себя поиском способа передачи содержания рассказа, используя целые предложения из текста В.М. Шукшина как свою речь. Нет даже попытки сформулировать идею и обозначить проблематику. Допущена фактическая ошибка в четвертом абзаце (В третьеи части рассказа говорится об академике Павлове, о его научном открытии). Отсутствует изложение собственной позиции.
Сочинение начинается неудачно - с местоименной фразы:
В этом тексте говорится ... Лишним является сообщение о том, сколько частей в этом рассказе. Вместо смысловой цельности, связности рассуждения в сочинении только видимость последовательности изложения (во второй части рассказа, в середине рассказа .. , в третьей части рассказа ).
Речь автора сочинения бедна и невыразительна.
Речевая ошибка - повтор однокоренных слов говорится, говорит в каждом абзаце.
Грамматический недочет - ошибка в глагольном управлении ( ... благодаря которых продлевается жизнь человека ). Слово которые необходимо поставить не в родительном, а в дательном падеже.

Банк сочинений ЕГЭ по русскому языку