Сочинение по тексту И.С. Тургенева, Н.С. Гумилёва

Примеры написания сочинений по текстам. ЕГЭ по русскому языку



Сочинения по текстам ЕГЭ.

Сочинения по текстам ЕГЭ И.С. Тургенева Н.С. Гумилёва.

Сочинение по тексту И.С. Тургенева

Исходный текст:

(1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.
(2) Собака бежала впереди меня.
(3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
(4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.
(5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
(6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.
(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало о ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!
(9) и всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке
(10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
(11) Мой Трезор остановился, попятился
(12) Видимо и он признал эту силу.
(13) Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.
(14) Да, не смейтесь.
(15) Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
(16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
(17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(По И.С. Тургеневу)



Сочинение – рассуждение по И.С. Тургеневу:



Передо мной известное стихотворение в прозе «Воробей», написанное И.С. Тургеневым.

В этой миниатюре автор рассказывает о том, как старый черногрудый воробей спасает своё детище от собаки охотника. Эпитеты («взъерошенный», «искажённый», «отчаянным и жалким писком») и глаголы «камнем упал», «ринулся», «заслонил», «трепетал от ужаса», «замирал, жертвовал собою») передают самоотверженность, героизм воробья. Таким образом, на мой взгляд, писатель поднимает проблему родительской любви.

Эта актуальная проблема вечна, поскольку взаимоотношения отцов и детей волнуют каждого неравнодушного человека. Вопрос о родительской любви часто становится предметом обсуждения на радио, телевидении, он волнует писателей, психологов, политиков, педагогов. В произведении И.С.Тургенева эта проблема звучит особенно лирично, поскольку автор словно бы сопоставляет мир человеческих отношений и мир природы.

Повествование ведется от первого лица, и отношение рассказчика к происходящему ярко выражается в словах «благоговея», «благоговел». Таким образом, вырисовывается авторская позиция: родители готовы на любую жертву ради благополучия своих детей, их любовь «сильнее смерти и страха смерти».

Невозможно не согласиться с мыслями И.С. Тургенева. Хорошие родители могут отказаться от карьеры, рисковать жизнью, они всегда придут на помощь, обогреют лаской и добротой, поймут и простят.Так, Николай Ростов из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», проиграв большую сумму денег Долохову, ищет поддержки у почти разорившегося отца, и граф Ростов понимает, что карточный долг – это дело чести всей семьи.
Родители, как им кажется, стараются всё делать на благо детям. Марфа Игнатьевна Кабанова из пьесы А.Островского «Гроза» говорит о том, что дети должны почитать своих родителей, но на самом деле она пытается заставить своих домочадцев жить по её грубым законам, подавляет волю Тихона, Катерины, контролирует их каждый шаг, что приводит к трагической гибели Катерины и разрушению всей семьи.

В заключение хотелось бы сказать, что произведение И.С.Тургенева заставляет нас, своих читателей, задуматься о том, что родительская любовь, с одной стороны, бывает самоотверженной, героической, несущей добро своим детям. С другой стороны, слепая любовь, необдуманные поступки взрослых людей губят лучшее, что может быть в отношениях между отцами и детьми.



Сочинение–рассуждение по тексту Н.С. Гумилёва


Исходный текст:

(1) Весь конец этого лета для меня связан с воспоминаниями об освобождённом и торжествующем пламени.
(2) Мы прикрывали общий отход и под самым носом немцев поджигали всё, что могло гореть: хлеб, сараи, пустые деревни, помещичьи усадьбы и дворцы.
(3) Да, и дворцы.
(4) Однажды нас перебросили вёрст за тридцать на берег Буга.
(5) Там совсем не было наших войск, но не было и немцев, а они могли появиться в любую минуту.
(6) Мы с восхищением обозревали ещё не затронутую войной местность.
(7) С лесистого пригорка нам отлично было видно деревню на том берегу реки.
(8) Перед ней уже кружили наши разъезды.
(9) Но вот оттуда послышалась частая стрельба, и всадники карьером понеслись назад через реку, так что вода поднялась белым клубом от напора лошадей.
(10) Тот край деревни был занят, нам следовало узнать, не свободен ли этот край.
(11) Мы нашли брод, обозначенный вехами, и переехали реку, только чуть замочив подошвы сапог.
(12) Рассыпались цепью и медленно поехали вперёд, осматривая каждую ложбинку и сарай.
(13) Передо мной в тенистом парке возвышался великолепный помещичий дом с башнями, верандой, громадными венецианскими окнами.
(14) Я подъехал и из добросовестности, а ещё больше от любопытства, решил осмотреть его изнутри.
(15) Хорошо было в этом доме!
(16) На блестящем паркете залы я сделал тур вальса со стулом - меня никто не мог видеть, - в маленькой гостиной посидел на мягком кресле и погладил шкуру белого медведя, в кабинете оторвал уголок кисеи, закрывавший картину, какую-то Сусанну со старцами, старинной работы.
(17) На мгновение мелькнула мысль взять эту и другие картины с собой.
(18) Без подрамников они заняли бы немного места.
(19) Но я не мог угадать планов высшего начальства; эту местность решено ни за что не отдавать врагу.
(20) Что бы тогда подумал об уланах вернувшийся хозяин?
(21) Я вышел, сорвал в саду яблоко и, жуя его, поехал дальше.
(22) Нас не обстреляли, и мы вернулись назад.
(23) А через несколько часов я увидел большое розовое зарево и узнал, что это подожгли тот самый помещичий дом, потому что он заслонял обстрел из наших окопов.
(24) Вот тогда я горько пожалел о том, что идёт война.
(По Н.С. Гумилеву)


Сочинение – рассуждение по Н.С. Гумилеву:



Передо мною текст известного русского писателя, поэта Н.С.Гумилёва. На мой взгляд, этот фрагмент посвящён проблеме сохранения человеческого достоинства.

Обозначенная проблема актуальна, поскольку она вечная, традиционная в русской литературе. Кроме того, этот вопрос не может не волновать каждого, независимо от его возраста, социального статуса. Как остаться Человеком? Как не сломаться, сохранить в себе лучшие качества? Об этом мы читаем в произведениях Л.Толстого, М.Шолохова, М.Булгакова, В.Шаламова, А.Солженицына и многих других писателей. Безусловно, вопрос, волнующий Н.С.Гумилева, относится к категории нравственных, так как тесно связан с такими понятиями, как жестокость и доброта, долг и совесть.

Герой-рассказчик восхищается «великолепным помещичьим домом». У него появляется мысль о том, чтобы воспользоваться отсутствием хозяев, взять картины с собой. Но внутренний нравственный барьер останавливает героя. Через несколько часов дом сжигают, а рассказчик сожалеет не о сгоревших картинах, а о том, что «идёт война». Так в «торжествующем» пламени войны, поглощающем всё на своём пути, герой остаётся порядочным, честным, он не теряет в этих жестоких условиях своё человеческое достоинство. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: Н.С.Гумилёв подчёркивает антигуманную сущность войны и считает, что человеком нужно оставаться всегда, несмотря ни на что.

Невозможно не согласиться с мыслями писателя. Войны, революции, конфликты – это экстремальные ситуации, которые обнажают нравственную суть каждого. Именно они рождают зло, жестокость, равнодушие по отношению к ближнему. Вспомним героев поэмы А.Блока «Двенадцать». Символический революционный отряд охвачен ненавистью, готов биться с врагом, и нет ничего святого для этих людей. «Двенадцати» позволено всё: и кровавая расправа, и свобода «без креста».

Когда вокруг смерть и война, труднее всего остаться добрым, справедливым, труднее всего не оступиться, не убить в самом себе честного человека. К счастью, такие люди встречаются. Например, простой русский солдат Сашка, герой повести Вячеслава Кондратьева. Он не озлобился даже на врагов, несмотря на грязь, взрывы, кровь, пули, трупы. Герой не смог выполнить приказ, не расстрелял пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты», - говорит он. Убить безоружного для Сашки – это значит утратить чувство собственного достоинства, правоты и нравственности.
В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст Н.С.Гумилёва заставил меня задуматься о главном и вечном, о том, что быть на земле Человеком - это, говоря словами М.Горького, «превосходная должность».

Банк сочинений ЕГЭ по русскому языку