Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова



«Песнь про царя Ивана Васильевича» Лермонтов, сочинение



Изображение эпохи Ивана Грозного.
Поэма М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта.
Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил "Песню...", видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории.
"Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее", - писал он. В этом произведении Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице "удалого купца" Калашникова.

В начале поэмы мы видим богатый пир в царских палатах, где в центре "во златом венце" - сам царь Иван Васильевич, окруженный со всех сторон своими подданными:

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

По бока его все опричники.

На трапезе царит всеобщее веселье. Все пьют во славу царя. И государь не скупится на угощения для своих преданных опричников. Во времена царствования Ивана Грозного опричники отличались своей жестокостью и беззаконием, они пользовались особым положением и полной безнаказанностью. Вот и в "Песне..." царь интересуется, чем же опечален его верный слуга Кирибеевич: или истерся кафтан, или измялась шапка соболиная, или "казна поистратилась", или сбил с ног на кулачном бою сын купеческий? В самоуверенном ответе опричника мы слышим отголосок господствовавшего в те времена культа личной храбрости и лихой удали:

Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом...

Из богатых, роскошных палат царя мы переносимся на гостиный двор, в купеческую лавку, где молодой купец бережно раскладывает свои товары, зазывая покупателей. Однако "баре богатые" проходят мимо. В задумчивости и печали покидает купец свою лавку в конце дня, заперев накрепко дубовую дверь и спустив сторожевого пса.

Купец Калашников, придя домой и не застав там жены, очень удивился. Дело в том, что по заведенному порядку жена должна была сидеть дома, поддерживать уют, накрывать стол, ожидая своего "государя", главу семьи, кормильца и защитника. Именно к мужу как к защитнику своей чести и оскорбленного достоинства обращается за помощью Алена Дмитревна. И тот, как настоящий представитель "честного народа", вступается за жену. И зовет своих братьев постоять за ее честь, если сам он погибнет в битве. Для младших братьев воля старшего - закон, и они послушно соглашаются идти с ним.

В самом поединке мы также видим характерные черты той эпохи: тогда на Руси было заведено, что по праздникам царь устраивал кулачные бои, чтобы потешить себя, своих бояр и опричников. И вот выходят на смертный бой Кирибеевич и Калашников. И молодой купец, защищающий честь и "закон господний", побеждает бесчестного врага.

Образ царя Ивана Васильевича также отвечает исторической правде. Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного: милостив был царь к своему льстивому окружению, но жесток и зачастую несправедлив с прогневившими его. Безжалостно приказывает он казнить Калашникова, убившего на поединке его лучшего бойца и любимого слугу. Тем не менее он воздает должное удали и высоким нравственным качествам купца, а осиротевшей семье дает привилегии: обещает пожаловать из своей казны "мо-лоду жену и сирот", а его братьям разрешает отныне торговать беспошлинно.

Лермонтов создал своего рода исторический документ. Подробно и точно изобразив эпоху Ивана Грозного, он, по словам Белинского, "вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории".

Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова».

Поэма М. Ю. Лермонтова "Песня про... удалого купца Калашникова" не только рассказывает нам об историческом прошлом Руси, но и затрагивает вечные вопросы любви и чести. Царский опричник Кирибеевич молод и красив, "буйный молодец". Полюбил он купеческую дочь Алену Дмитревну:

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно - будто лебедушка;

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово - соловей поет...

Однако любовь эта была грешной перед богом и запретной перед людьми, потому что красавица была женой купца Степана Парамоновича Калашникова. Поэтому и прятал Кирибеевич свое чувство от людей, и царя обманул, не постыдившись. Только о себе умел думать молодой опричник. Как вор, повстречался он вечером на пути у Алены Дмитревны, не заботясь о ее чувствах, не думая, что может разрушить семью. Бесчестный и лицемерный, Кирибеевич, добиваясь любви, обещал ей подарки и богатство, но Алена Дмитревна, храня верность мужу и свою честь, сумела убежать. К любимому и любящему мужу и обратилась за защитой "верная жена":

Опозорил он, осрамил меня,

Меня честную, непорочную, -

И что скажут злые соседушки,

И кому на глаза покажусь теперь?

Возмутился Степан Парамонович подлым поступком "злого опричника царского" Кирибеевича. Стремясь защитить опозоренную честь семьи, решил он биться с обидчиком: "Буду насмерть биться, до последних сил". Вступившись за честь и правду, он одержал над противником победу, наказав "бусурманского сына". Еще выше поднимает в наших глазах купца Калашникова то, что, признавшись царю в умышленном убийстве, он не стал раскрывать истинных причин, рассудив, что это дело семейное.
Тем самым он не только сохранил честное имя своей жены, но и не стал унижать перед царем его любимого опричника.
Гордо и с достоинством принял купец несправедливую смерть, утверждая ею победу настоящей любви и чести над подлостью и коварством.



Сочинения по произведениям и творчеству Лермонтова