Эстетические взгляды Джорджа Элиота

Эстетические взгляды Джорджа Элиота

Сочинение на тему: Эстетические взгляды Джорджа Элиота



Эстетические взгляды Джорджа Элиота


Эстетические взгляды Джорджа Элиота.
Главный полемический смысл высказываний Элиот - борьба со всяким романтическим преувеличением, романтическим отходом от действительности (в том числе у современного ей неоромантизма). Но, в соответствии с общей тенденцией позитивистского реализма второй половины века, Элиот нападает и на якобы "романтические" моменты в классическом реализме 30-40-х годов, которые на самом деле свидетельствуют, о силе этого реализма - об умении подлинных реалистов наперекор условиям буржуазного общества, которое, как известно, дли искусства не благоприятно, создавать произведения с большими, значительными героями и с напряженным драматическим действием. В этом отношении Дж. Элиот в какой-то мере капитулирует перед прозаичностью буржуазного общества.
Однако этот общий вывод нуждается в ряде существенных оговорок. Во-первых, в своем творчестве Элиот не всегда следует своим программным декларациям. Во-вторых, эти декларации направлены не столько против французского, сколько против английского реализма первой половины XIX века, в котором элементы романтической условности и вправду были очень сильны (Диккенс, Ш. Бронте, Бульвер).
В-третьих, незначительность, обыденность героев и обстоятельств Элиот обычно рассматривает не как достоинство, а как недостаток современного общества, протестует против них, ибо остаются не раскрытыми возможности, заложенные в природе человека.
Наконец, и это самое главное, Элиот различает внутри общества трудовые слои - и в их быте, их морали, их языке черпает материал для сильных, красочных произведений.
Вот почему, хотя Дж. Элиот, конечно, не столь крупный писатель, как Диккенс и Теккерей, она все же - значительная фигура в истории английского реализма.
Рассматривать произведения писателя в строго хронологическом порядке не всегда правильно. Последовательность произведений в "Человеческой комедии" или и "Ругон-Маккарах" обладает своей собственной внутренней логикой, не зависящей от того, какой роман был написан раньше, а какой позже. Но для понимания продоведений Элиот хронологический принцип очень важен. Ведя переговоры с издателем, Элиот писала ему: "Я предпочитаю, чтобы мои сочинения появлялись в том порядке, в каком они написаны, потому что они принадлежат к последовательным духовным фазам".
По существу творчество Дж. Элиот резко делится на два периода, гранью между которыми служит ее исторический роман "Ромола" (1862-1863).
Различие между двумя периодами определяется, прежде всего, тем, что в первый период Дж. Элиот жила накопленными воспоминаниями детства и запомнившимися с детства рассказами окружающих. Материалом для этих произведений служила жизнь отца и матери Элиот, ближайших ее родных и жителей ее родного уголка провинциальной сельской Англии. Все произведения этого периода обладают тематическим единством, описывают быт одной и той же местности, герои говорят на том же северном диалекте - и, если бы Элиот сохраняла для героев разных романов те же имена, были бы все основания воспринимать эти книги как законченный единый цикл. Быстрота появления этих романов (по одному в год) подтверждает, что материал был уже весь в голове и легко ложился на бумагу. Дж. Элиот вошла в историю литературы главным образом именно этими первыми книгами, когда она, по известному выражению, пила из своего, хоть и небольшого, стакана. Из всего, что написано ею позже, только "Миддлмарч" - подлинно значительная книга.
Однако Элиот не могла слишком долго задерживаться на первом периоде, в частности потому, что тогдашняя ее тематика все же была узка и однообразна. "Каждый из нас, - говорит Элиот в одном письме, - накопил свой маленький запас - два или три убеждения, плод нашего характера и опыта, и равно опасно играть на этих струнах слишком долго - и затрагивать другие струны, которые не являются нашими убеждениями, а представляют собою только заимствования и чужое эхо".
Во второй период, который начинается с "Ромолы", кругозор Элиот значительно расширяется. Она уже не ограничивается изображением крестьян и ремесленников, рисует и высший свет и буржуазию; в ее романы входят проблемы политики, избирательной борьбы, развития науки и искусства. Для каждого романа она теперь изучает немало специальной научной литературы и работает над каждой книгой от трех до пяти лет. Но во всех этих книгах меньше своего, меньше колорита, характерного именно для Элиот, нет свежести и красочности ее первых произведений.
К первому периоду относятся: "Сцены из жизни духовенства" (1858), "Адам Бид" (1859), "Мельница на Флоссе" (1860) и "Сайлес Марнер" (1861), а также два рассказа - "Поднятая завеса" (1859) и "Братец Джейкоб" (1860).
Элиот не принадлежит к писателям, которым приходилось долго добиваться славы. Первая же ее книга была с восторгом встречена литературными кругами, в частности, Диккенсом и Теккереем, а вторая сразу нашла дорогу к самому широкому читателю.
О "Сценах из жизни духовенства" Диккенс писал: "Я никогда не встречал такой правды и такой художественности, какими дышат юмористические и патетические сцены этих повестей".
Чтобы понять, почему эта первая книга Элиот произвела такое большое впечатление, надо почувствовать то повое, свежее звучание, которое Элиот внесла в литературу XIX века. Вот одна из первых страниц первой ее повести:
"Читатель! Пил ли ты когда-нибудь такой чай, какой в эту минуту мисс Гибс передает мистеру Пилигриму? Имеешь ли ты понятие о сладкой крепости, о живительной нежности чая, в меру смешанного с настоящими деревенскими сливками? Нет, по всей вероятности, ты - жалкий горожанин, называющий сливками белесую жидкость, которую продают мельчайшими грошовыми порциями. Понятие твое о корове сливается с белым гипсовым животным, выставленным в окне молочной лавки, тебе неизвестна поэтическая история настоящих слиток, подобных тем, которыми мисс Гибс потчует мистера Пилигрима: как сегодня утром они еще находились в сосцах больших гладких животных, что толпились под навесом и с нетерпеливым мычанием ожидали своей очереди; как они, со звуком мерным и приятным, падали в ведро Бетти, распространяя в свежем воздухе пленительный запах; как их перенесли в этот храм студеной чистоты в молочную, где они тихо отделились от не столь благородного молока и в мягкой белизне ждали, чтобы ложка мисс Гибс перенесла их в стеклянный сливочник".
Для деревенского читателя произведение, начатое с такой поты, было близким и родным, "жалкого горожанина" оно привлекало своей необычностью. В ту пору Теккерей описывал высшее общество, Диккенс, Ш. Бронте, Гаскелл - городские буржуазные и мелкобуржуазные круги, а попутно и быт рабочих; творчество Элиот заполнило пустоту, образовавшуюся с конца XVIII века в изображении сельской Англии.



Сочинения на все темы школьной программы