Сочинение на тему

Исследования души человеческой в рассказах В. Шукшина


Сочинение по русскому языку и литературе по произведениям русской и зарубежной литературы


Исследования души человеческой в рассказах В. Шукшина

Сочинение на тему: Исследования души человеческой в рассказах В. Шукшина


Найти сочинение на тему:


Сочинения по литературе по произведениям русской и зарубежной литературы


Исследования души человеческой в рассказах В. Шукшина


Исследования души человеческой в рассказах В. Шукшина.

Как писатель Шукшин сложился необыкновенно быстро - практически с самых первых своих произведений.
Причем, настолько прочно и определенно, что уже первая его книга дала основание критике говорить обособим, шукшинском герое, потому сто это очень своеобразный и сильный талант.
Аннинский пишет о творчестве Шукшина: "По первому впечатлению книги Шукшина - это пестрый мир самобытнейших, несходных характеров, но, вдумавшись, видишь, что Василий Шукшин Писал не множество разных типов, а один психологический тип, вернее одну судьбу, ту самую, о которой говорят: "шукшинская жизнь". Рассказы Шукшина звучат как тонкие философско-лирические притчи, несущие в себе вопросы современной духовной жизни. Остановлюсь подробнее на одном на одном из рассказов этого писателя. В рассказе "Далекие зимние вечера" описывается обычный будничный вечер, один из многих в жизни маленькой деревенской семьи. Где-то далеко-далеко, за тысячи верст идет война. Здесь, в глухой сибирской деревушке, не слышно её раскатов, но тяжкая её тень легла и на жизнь этого поселка: стынут обветшалые избы, голодно и неуютно в них людям. Но автору удается очень убедительно показать, что помогло людям не согнутся, выстоять в ту тяжелую годину, что согревало и возвышало их душу. Мы видим, что в душе героя его рассказа живет доброта и чудесная способность радоваться - признак несокрушимой силы духа. Трудно, тяжело живет семья Колокольниковых. Отец на войне, мать с утра до ночи на работе, ребятишки - Ванька и Наташка - весь день предоставлены сами себе. Но - детство! Жизнелюбивое и неунывающее детство! Учебники под лавку и - шумное веселье, игры, драки. Бесшабашно- озорное уличное братство. Прекрасно, мастерски дан образ Ваньки Колокольникова, которого с полным правом можно назвать первым в галерее "шукшинских" характеров. Смышленый, озорной, даже по-крестьянски хитроватый, он в то же врем я сердечен, душевно развит. Воспитанный в традициях уличного рыцарства, по-мальчишески гордый и самолюбивый, он может, в трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку, сплясать "Барыню", ни за что "дать по сопатке" товарищу, в суматохе схватить с кона только что проигранные бабки. Но вот он приходит домой, и все меняется. Тут вступает в силу свой закон. Пользуясь правом старшего брата, Ванька снисходительно посмеивается над маленькой сестренкой, подразнивает ее, "пужает", хотя в глубине души и побаивается, что она расскажет о его проказах матери. У сестренки тоже свое оружие: уморительно талантливо подражая матери, она корит непутевого брата: "Вот не выучишься - будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть- то близко будет, да не укусишь." Но как удается писателю показать, что изо всей этой детской перебрани ярко видна сердечная привязанность этих двух существ! Баюкая куклу, Наташа поет взрослую, "невыносимо тяжкую и заунывную песню", и Ванька, чуткая душа, вдруг затихает и слушает сестру серьезно, едва сдерживая слезы. Какими выразительными штрихами должен владеть писатель, чтобы затронуть человеческое сердце таким, на первый взгляд, обычным эпизодом из жизни детей! Но Шукшину это удается! Ванька, первый встретивший мать, вбегает в избу с материнским узлом, и Наташка "перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел - помочь брату". С приходом матери в доме появляется праздник, предчувствие светлой и бесконечной радости. Долгий зимний вечер до конца будет заполнен тишиной, покоем, теплотой общения родных любящих душ. С этого момента в рассказе возникает особая интонация и, я бы сказал, особое освещение. Свет в лампе убавлен, голоса звучат мягко и чуть-чуть приглушенно. Этот ритм внесен матерью. Усталая, отягощенная нескончаемыми заботами, она тоже отдыхает душой с детьми Речь её певуча, сказочна: "Едем сейчас с сеном, а на дороге лежит лиса, лежит себе калачиком и хоть бы хны - не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы". Тонко-певучий теплый тон заполняет все пространство рассказа, написанном в раннюю пору писателя, чувствуется его мастерство, его умение видеть во всем, что окружало его, своих героев, своих персонажей. Этот рассказ показал неисчерпаемые возможности писателя - он стал для него шкалой подлинного художественного мастерства.
В его героях есть тот "запах доброты", с которым они живут долго и счастливо.
Я убежден, что этим "запахом доброты" обладал сам автор, он очень любил своих героев, показывал свое доброе отношение к ним, именно потому они были так правдоподобны, жизненны. Л.Н.Толстой писал: "Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях". Шукшин любил жизнь, и с этим чувством жили его герои, поэтому так легко и свободно читаешь любое произведение Шукшина. Радости и страдания "шукшинских" героев понятны, потому, что они воплощены с определенной художественной силой. Сам писатель говорил о своем творчестве: "Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце... Утешить, успокоить, чему-то научить, поделится тем, что самого рассказчика волнует, из души рвется..." И это Шукшину удалось! Шукшина как художника задевали любые бытовые проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал, что все, что есть в жизни человеческой, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов. Он никогда не искал материал для творчества специально, он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим. Но там, где мы равнодушно скользили глазами - ничего особенного, пожимали плечами - ничего интересного, скучали - как долго тянется время, убивали часы на ожидание и праздное времяпрепровождение, - там, именно там Василий Макарович видел и слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное.. "Жил - был в селе Чебровка некто Семка Рысь..." - начинает свою историю В.М.Шукшин... И звучат в речи писателя знакомые с детства сказочные интонации, завораживая писателя, превращая "забулдыгу"столяра в фольклорного героя, хотя автор предупреждает нас, что Семка "совсем не богатырь на вид", а "длинный, худой, носатый". Ведь Алеша Попович тоже не отличался богатырской внешностью. Героем делают человека душевные порывы и поступки. А шукшинский мастер, неказистый на вид, обладает удивительно глубоким внутренним миром, оказывается достойным человеком. С первых строк Шукшин предупреждает: "Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, "остолбенело все на свете", и он транжирит свои "лошадиные силы" на что угодно - поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь - милое дело. Временами он крепко пьет. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать". Односельчане стращали его, уговаривали : "У тебя ж золотые руки!.. Ты бы как сыр в масле катался, если бы не пил-то..". А в ответ: "А я не хочу, как сыр в масле. Склизко". Две детали: "золотые руки" и Семкино "не хочу" - не капризное и потерянное, а уверенное, даже не желание, а убеждение. И возникает вопрос: почему же Семка пьет? Оказывается, что, выпив, как признается сам столяр, он лучше думает про людей. И вдруг понимаешь, что душа этого человека ищет добра и красоты, но к сожалению, как-то неумело. А чуть позже автор расскажет нам, что Семке Рысю приглянулась церковка, которая стояла в деревне Талице: "Каменная, небольшая, она открывалась взору - вдруг, сразу за откосом...". Она показалась мастеру необыкновенной, очаровывающей той подлинной неброской прелестью, над которой невластно время. "Обеспокоенный ее красотой и тайной", Семка обнаружил удивительную архитектуру и исключительное мастерство русских зодчих 17 века, не просто восторг и преклонение перед неким совершенством почувствовал столяр, а серьезную ответственность перед древними умельцами, сегодняшними односельчанами и будущими поколениями. Он на миг словно слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. Однако ни местный поп, ни митрополит, ни писатель, ни председатель облисполкома "не смогли" помочь Рысю. Так он ничего и не добился. "И Семка, все эти последние дни сильно загребавший против течения, махнул рукой..." - пишет В.Шукшин. Что же это за течение? Это поток обыденной жизни, и выносит он мастера... "к ларьку"... Семка пьет, чтобы уйти от злобы: от злобы на людей и на самого себя, бессильного и даже совестящегося, что не смог отстоять "поруганную красавицу". Прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаем этому герою. Чем же взял нас за живое Семка Рысь? Какими такими качествами привязал к себе? Может быть тем, что он действительно прекрасный столяр, умелец, каких поискать, а потому, при всех недостатках, его надо уважать? Вот и Шукшин намекает на это, назвав рассказ "Мастер". Разумеется нет. "Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями". Эти слова принадлежат Аристотелю.



Сочинения на все темы школьной программы


Исследования души человеческой в рассказах В. Шукшина

Сочинения по русскому языку и литературе на все темы школьной программы.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru