Сочинение на тему

Диалектика развитие души в повести Толстого "Юность"


Сочинение по русскому языку и литературе по произведениям русской и зарубежной литературы


Диалектика развитие души в повести Толстого "Юность"

Сочинение на тему: Диалектика развитие души в повести Толстого "Юность"


Найти сочинение на тему:


Сочинения по литературе по произведениям русской и зарубежной литературы


Диалектика развитие души в повести Толстого "Юность"


Диалектика развитие души в повести Толстого "Юность".

Повесть Льва Николаевича Толстого "Юность" с необыкновенной искренностью, глубиной, трепетом и нежностью
передает нравственные искания, осознание своего "я", мечты, чувства и душевные переживания Николая Иртеньева.
Повествование ведется от первого лица, что еще больше сближает нас с главным героем.
Возникает ощущение, что именно тебе Николенька открывает свою душу, свой внутренний мир, рассказывая о событиях, происходящих в его жизни, о своих мыслях, настроениях и намерениях.
"Юность" написана в форме автобиографической прозы.
На мой взгляд, именно это облегчило Толстому задачу написать картину внутренних движений человека.
Ведь Лев Николаевич, по словам Чернышевского, "чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе".
В начале повести Николай объясняет, с какого момента для него начинается пора юности.
Она наступает с тех пор, когда ему самому пришла в голову мысль о том, что "назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию". Николаю 16 лет, он "поневоле и неохотно" готовится к поступлению в университет.
Его душу переполняют размышления о смысле жизни, о будущем, предназначении человека.
Он пытается найти свое место в окружающем обществе, стремиться отстоять свою независимость, преодолеть "привычные" взгляды, тот образ мыслей, с которым постоянно соприкасается: "Мне казалось так легко и естественно оторваться от всего прошедшего, переделать, забыть все, что было, и начать свою жизнь со всеми ее отношениями совершенно снова, что прошедшее не тяготило, не связывало меня".
Николай находится в том возрасте, когда человек наиболее полно ощущает свое единство с миром и, в то же время, осознает свою индивидуальность. В университете Иртеньев становится человеком определенного социального круга, и его пытливость, склонность к самоанализу, анализу людей и событий приобретает еще более глубокий характер. Он чувствует, что стоящие на ступеньку выше аристократы также неуважительно и высокомерно относятся к нему, как он сам к людям более низкого происхождения. Николай сближается со студентами-разночинцами, хотя его и раздражали их внешний вид, манера общения, ошибки в языке, но он "предчувствовал что-то хорошее в этих людях, завидовал тому веселому товариществу, которое соединяло их, испытывал к ним влечение и желал сблизиться с ними". Он приходит в конфликт сам с собой, так как его также привлекают и манят "прилипчивые нравы" светского образа жизни, навязанные аристократическим обществом. Его начинает тяготить осознание своих недостатков: "Меня мучит мелочность моей жизни... я сам мелочен, а все-таки имею силы презирать и себя, и свою жизнь", "я трусил сначала... - стыдно...", "... разболтался со всеми и без всякой причины солгал...", "заметил при этом случае за собой еще много тщеславия".
Я считаю Николая способным к нравственному развитию. Само предназначение человека - нравственное развитие, которое он поставил своей целью, его склонность к самоанализу говорит о богатых внутренних задатках, о его стремлении к самосовершенствованию, правде, добру и справедливости. Об этом свидетельствует его разочарование в своем comme il faut: "Так что же было та высота, с которой я смотрел на них... Да уж не вздор ли все это? - начинало мне глухо иногда приходить в голову под влиянием чувства зависти к товариществу и добродушному, молодому веселью, которое я видел перед собой".
Дружба с Дмитрием Нехлюдовым играет огромную роль в раскрытии диалектики души Николая Иртеньева. Именно благодаря беседам со своим другом молодой человек начинает понимать, что взросление - не простое изменение во времени, а медленное становление души. Их искренняя дружба - необходимое следствие и строгих нравственных запросов, и высоких умственных взлетов, "когда, возносясь все выше и выше в область мысли, вдруг постигаешь всю необъятность ее...".
Л.Н. Толстой на примере Николеньки Иртеньева рисует не только влияние среды, но и отталкивание от нее, преодоление привычного, устойчивого.
Оно выражается не в форме конфликта, а в виде постепенного формирования собственного взгляда на мир, нового отношения к людям.
Подробно описывая мысли и чувства молодого человека, писатель показывает возможности юного героя,
возможности человека в его противостоянии среде, его духовном самоопределении.



Сочинения на все темы школьной программы


Диалектика развитие души в повести Толстого "Юность"

Сочинения по русскому языку и литературе на все темы школьной программы.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru