Базаров - "новый человек" эпохи 60-х годов XIX века

Базаров - "новый человек" эпохи 60-х годов XIX века

Сочинение на тему: Базаров - "новый человек" эпохи 60-х годов XIX века



Базаров - "новый человек" эпохи 60-х годов XIX века



Базаров - "новый человек" эпохи 60-х годов XIX века.

Роман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века.
Писатель показал типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека" - деятеля в период революционной ситуации 60-х годов.
Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров- герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.
Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа.
Из двадцати восьми глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо.
Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.
Напомним, что герой эпохи 60-х годов был демократ-разночинец, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый.
Именно таков Базаров в изображении автора.
Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов.
Тургенев сразу же показывает, что Базаров - человек труда, он чужд аристократическому этикету и условностям.
Автором используется прием контраста.
Так, Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, демократизм одного-аристократизму другого.
А последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.
Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.
Главное место в композиции романа занимают сцены споров.
Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками.
Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом - слишком революционно его мировоззрение.
Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это вообще типично для романов Тургенева).
Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью.
Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях.
И если любовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы нигилизма (ведь Базаров называл любовь "белибердой", презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую, но, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе), то в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза.
Смерть Базарова по-своему оправданна.
Как в любви нельзя было доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений.
Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.
Так Тургенев передает одиночество своего героя-предтечи.


Сочинения на все темы школьной программы