Бунтующее сердце, характеристика Базарова. Образ главного героя по роману Тургенева "Отцы и дети".

Бунтующее сердце, характеристика Базарова

Сочинение на тему: Бунтующее сердце, характеристика Базарова



Бунтующее сердце, характеристика Базарова



Бунтующее сердце, характеристика Базарова.
Образ главного героя по роману "Отцы и дети" Тургенева.

Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишённом всяких чувств и человечности.
Например, так думал М. Антонович: "...это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей.
Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей... и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью...".
Я с ним не согласен; на мой взгляд, у него просто очень сильный характер, он честный и правдивый, законченный демократ; однажды заложенное в его мораль Богом убеждение очень трудно было выбить оттуда.
Он пришёл на смену Чацким, Онегиным и Печориным, многое унаследовав от них, но добавив к теории практику (ибо когда-то это надо было сделать), что в корне отделяет его от них, он - деятель, естествоиспытатель (единственный, кто работал в Марьине), пересматривающий мир и делающий выводы.
Начинает он при этом с нуля и не пользуясь кусочками других лестниц (не принимая чужих суждений на веру): автор даёт читателю чёткое представление о простоте натуры и происхождения героя: "Мой дед землю пахал", - с гордостью говорит Базаров; когда он знакомится с Николаем Петровичем, он не сразу подаёт ему свою "обнажённую красную руку", лицо его "выражает самоуверенность и ум".
Всё это говорит о человеке из низших сословий, умном и целеустремлённом, у которого "страстное и бунтующее сердце", но не как не об "ужасном существе", "дьяволе", "асмодее".
У Базарова есть в душе чувства, это видно с самого начала романа, но он их тщательно скрывает; очень резкий и самоуверенный в своих высказываниях и поступках, Евгений Васильевич на самом деле имеет много слабостей и комплексов, у него ранимое и тревожное сердце, которое, несмотря на свою ранимость и тревожность, полно энергии и хочет действовать.
За это его и невзлюбил Павел Петрович, который "раскис из-за женщины", лишился на всю жизнь жизненной энергии и фактически превратился в мертвеца.
Он пришёл к выводу, что человек рождён для действия, а не для пустых размышлений: его раздражают "красивые речи", он хочет переделать общество: "Исправьте общество, болезни не будет", считает, что человек должен быть настолько активным, чтобы сам себя воспитать, что природа нужна только для деятельности человека, что она "не храм, а мастерская", что любовь - физическое явление, искусство - пустое развлечение, не приводящее ни к каким действенным последствиям.
Отчасти он в своих суждениях прав, но только отчасти, только на половину, потому что существует и вторая половина: любовь не только пустое влечение, но и высокое чувство, природа не только мастерская, но и храм - слишком уж он резок и категоричен в своих суждениях и не обдумывает их до конца.
Но, как я уже говорил, герой не человек-робот, а живой, наделённый универсальным интеллектом, как и все люди, и поэтому имеет право на ошибки.
Понять свои ошибки ему впервые помогает Одинцова - единственный человек, которого он уважает, - а сделать новые - Павел Петрович, но, слава Богу, со временем он начинает меньше с ним общаться.
Одинцова вообще переворачивает жизнь Базарова: он становится менее отъявленным эгоистом, начинает лучше понимать свои ошибки, понимает кто такой человек, и то, что он и есть тот самый человек.
Под конец романа он совсем отходит от нигилизма, в нём просыпается любовь, романтизм, он начинает задаваться такими вопросами, которыми раньше ни за что бы не задался: "Нужен ли я России?", что радует читателя тем, что он пришёл в норму, прозрел и умирает с чистой душой.


Сочинения на все темы школьной программы