Базаров и Кирсанов. Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Базаров и Кирсанов. Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Сочинение на тему: Базаров и Кирсанов. Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"



Базаров и Кирсанов. Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"



Базаров и Кирсанов.
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Видя этих двух людей лицом к лицу, можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями.
Д.И.Писарев.

Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" является одним из самых известных произведений русской литературы.
Действие романа разворачивается в конце пятидесятых годов XIX века.
В это время Россия стояла на пороге больших преобразований.
Общество раскололось на два противоборствующих лагеря: либералов и революционеров-демократов.
И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но по-разному относились к их осуществлению.
В результате неизбежно возник конфликт между двумя политическими течениями России.
Выразителем идей разночинцев-демократов в романе является Евгений Базаров.
Ему противопоставлено либеральное дворянство, наиболее яркий представитель которого - П.П. Кирсанов.
Конфликт этих двух героев - это конфликт двух эпох, двух мировоззрений, двух культур.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является типичным аристократом.
Он сохранил свои привычки, даже живя в деревне: носит модный галстук и лаковые полусапожки, воротничок его рубашки всегда накрахмален.
Такая изысканность смотрится даже несколько комично на фоне простой сельской обстановки.
Все свое время Павел Петрович проводит в праздности и безделье.
Отсутствие деловых качеств не позволяет ему помочь брату, имение которого приходит в упадок.
Противником Кирсанова является Евгений Базаров.
Он сын уездного лекаря, но ничуть не стесняется своего неаристократического происхождения и даже гордится им.
Евгений равнодушен к своей внешности. Его одежда отличается простотой и практичностью. Базаров предстает перед нами человеком мрачным, отгороженным от внешнего мира, но обладающим большой внутренней силой и энергией.
Он не мыслит своей жизни без ежедневного труда и собственной деятельностью приносит реальную пользу людям.
У Базарова и П.П.Кирсанова разные жизненные позиции.
Евгений Базаров - нигилист, то есть человек, полностью отвергающий любые авторитеты, не принимающий на веру ни одного принципа.
Он убежденный материалист, интересуется только естественными науками, а философию, религию, искусство называет романтизмом и чепухой. Базаров принимает только то, что полезно: "Мне скажут дело - я соглашусь".
Павел Петрович - убежденный либерал и яростный противник нигилизма.
Вся его жизнь основана на устаревших "принсипах".
"Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов...шагу ступить, дохнуть нельзя", - говорит он.
Кирсанов - противник материализма, поэтому презрительно относится к увлечению Базарова естествознанием.
Разногласия во взглядах на жизнь либерала Кирсанова и нигилиста Базарова приводят к постоянным столкновениям между ними. Они спорят о многих актуальных проблемах того времени.
В результате мы видим их отношение к общественному строю, дворянству, народу, религии, искусству.
Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Базарову же недостаточно мелкого обличительства, если прогнили основы. "Исправьте общество", - только в этом видит он пользу. Ответ Кирсанова: "Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды...".
Значит, этот человек не собирается ничего изменять. В отличие от аристократов, главное занятие которых - "ничегонеделание", нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Деятельность - их главная цель. Но какая деятельность? Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением должен заняться кто-то другой. "Сперва нужно место расчистить", - говорит Базаров.
Не менее принципиальным является спор героев о русском народе.
Павел Петрович умиляется его религиозностью и патриархальностью, отсталостью и традиционностью. Базаров же, напротив, презирает мужика за его невежество, считает, что "грубейшее суеверие душит страну".
В то же время Кирсанов пренебрежительно относится к простым людям: разговаривая с крестьянами, он "морщится и нюхает одеколон". Базаров же гордится тем, что умеет говорить с народом, а его "дед землю пахал".
Серьезные расхождения у "отцов" и "детей" обнаруживаются и в отношении к искусству, к природе.
Павел Петрович не чуждается духовной жизни и культуры.
Его раздражает отрицание Базаровым всего того, что не имеет практического смысла.
Для Базарова же "читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо". Он считает, что искусство размягчает душу, отвлекает от дела.
Кирсанов, понимая, что не может победить нигилиста в споре, прибегает к последнему способу решения проблемы - дуэли. Иронически изображая схватку, Тургенев подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, несостоятельность его убеждения, что силой можно заставить поколение "детей" думать так же, как поколение "отцов". Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении.
В этом противостоянии нигилиста и аристократа не нашлось победителя.
Финал романа подчеркивает безжизненность идей обоих героев.
Павел Петрович уезжает в Дрезден, где продолжает вести аристократический образ жизни, понимая, что в России наступает совершенно другое время. Базаров отправляется в деревню к родителям, признав несостоятельность своих взглядов.
Таким образом, в романе "Отцы и дети" И.С.Тургенев показал идейную борьбу двух поколений, борьбу отживающего свой век старого и рождающегося нового мира.
Мы видим, что принципы и идеалы "отцов" уходят в прошлое, но и молодое поколение, вооруженное идеями нигилизма, не способно обеспечить будущее России, ведь прежде, чем разрушать, надо знать, что строить.
Ни в коем случае нельзя отбрасывать опыт предшественников.
Крепкая нить должна связывать одно поколение с другим, только тогда возможно движение вперед.


Сочинения на все темы школьной программы