Каково авторское отношение к Базарову?

Каково авторское отношение к Базарову?

Сочинение на тему: Каково авторское отношение к Базарову?



Каково авторское отношение к Базарову?



Каково авторское отношение к Базарову?

Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Россия, судьба её народа всегда волновали И.С.Тургенева.
Отношение к родине было главным мерилом нравственной ценности человека в произведениях писателя - патриота.
Даже несбывшиеся мечты, несовершенные планы героев были важны, если в них отражались благородные гражданские помыслы.
Герои романов И.С.Тургенева - русские люди 40 - 60 - 70 - х годов.
Главные моменты их жизни совпадают с коренными поворотами в истории России.
Россия Тургенева - это и деревня, и постоялый двор, и барская усадьба, и лес, и степь, и уездный город, и отзвуки столичной жизни.
Много думает Тургенев о взаимоотношениях между молодостью, между отцами и детьми, размышляет о достоинствах и недостатках этих разных периодов человеческой жизни, о взаимоотношениях между поколениями.
Сложность взаимоотношений отцов и детей переживаются Тургеневым и на личном опыте: между ним и повзрослевшей дочерью Полиной возникают конфликты, похожие на те, которые изображаются в романе "Отцы и дети".
"Этот роман, точно первый ясный весенний день после сумрачного холодного марта.
Свежо, душа отдыхает, поэзией упивается грудь!
Много надо иметь сердца, чтобы создать Базарова", - писал А.Н. Майков.
Работая над романом, Тургенев жил в мире своего героя.
По воспоминаниям, он вел от его лиц дневники, сочинял диалоги.
Образ Базарова был задуман Тургеневым как образ просветителя из демократического лагеря, борца против невежества, суеверий.
И эта сторона замысла была прекрасно воплощена в романе.
Достаточно вспомнить, с каким гневом говорит Базаров о том, что "грубейшее суеверие нас душит", с какой болью он переживает забитость и невежество народа: "Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке".
Образ Базарова свидетельствовал об искреннем стремлении художника точно воспроизвести правду жизни и запечатлеть в романе действительные черты разночинца 60 - х годов.
Евгений Базаров - главный герой романа. Человек огромной силы воли, твёрдых убеждений, он выделяется на фоне многочисленных российских гамлетов.
Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, народу, воплотил свою любовь к натурам героическим.
Базаров - экспериментатор. Он в такой же мере враг абстрактной, оторванной от жизни науки, как и идеалистической, умозрительной философии. Когда Павел Петрович спрашивает его: "Значит, вы верите в одну науку?" Базаров отвечает: "Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука - наука вообще? Есть наука, как есть ремёсла, звания; а наука вообще не существует вовсе".
Характер Базарова сложен и противоречив, его взгляды претерпевают существенные изменения под влиянием различных причин.
Столкнув своего героя с серьёзными жизненными испытаниями, Тургенев заставил его поступиться рядом убеждений.
До середины романа Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, лишенный скептицизма, пессимизма, гордый, целеустремленный и обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять некоторых своими знаниями, логикой и волей.
Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, Тургенев отдельными штрихами намекает на изменения, которым подвержен герой.
И вот он, высказывающий всегда "своё равнодушное презрение ко всему романтическому", "с негодованием сознавал романтика в самом себе" и понял, что отвернуться от Одинцовой у него нет сил. Базаров почувствовал, что его теория: "Нравится тебе женщине... старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась" - начинает терпеть крах. Одинцова ему безусловно нравится, отвернуться о неё он, к изумлению своему, не имел сил.
Но, развенчав своего героя во взаимоотношениях с возлюбленной, Тургенев повёл его по нисходящей линии.
Он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью.
Силы героя рассматривались как бесполезно затраченные: "Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежности". Сочувствуя герою и скорбя, писатель изобразил его в свете трагической борьбы революционеров - демократов.
Тургенев носил Базарова в себе, в его письмах мелькают фразы, которые потом превратятся в реплики героя.
Базаровские взгляд на животное, которое лишено чувства сострадания, сквозит в письме Тургенева к Полине Виардо.
Он говорит о соловье, который чудно поёт, в то время, "как какое - нибудь полураздавленное насекомое умирает у него в зобу".
Базаровская ирония и трезвость мысли звучат в письме Тургенева к Фету.
Подарив Базарову своё "я", Тургенев сделал то, чего не было в других антинигилистических романах, включая даже произведения Достоевского и Лескова.
Пройдя искус нигилизма, Базаров приходит к пониманию бессмысленности нигилистического бунта.
Атом не может отрицать мироздание, частью которого он является.
Мыслящий, страдающий Базаров - наиболее убедительное отрицание базаровщины.


Сочинения на все темы школьной программы