Можно ли Базарова назвать "лишним" человеком?

Можно ли Базарова назвать "лишним" человеком?

Сочинение на тему: Можно ли Базарова назвать "лишним" человеком?



Можно ли Базарова назвать "лишним" человеком?



Можно ли Базарова назвать "лишним" человеком?

Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Выражение "лишние люди" впервые употребил именно Тургенев. Фигуры "лишнего человека" и "героя времени" в русской литературе более или менее тождественны и характеризуются вполне определенным набором сюжетных функций, деталей поведения, сопутствующих мотивов, конечно же, эпохой.
Изображая Базарова, Тургенев следует этой литературной традиции, отсюда и формальное сходство образа Базарова с образами "лишних людей". Если вспомнить историю литературы, то к таким образам можно отнести Евгения Онегина, Печорина, Рудина и даже Чацкого. Почему же мы относим Базарова к этой галерее героев? Почему ставим с ними в один ряд? Почему вышеназванных персонажей называли "героями своего времени", мы знаем. Теперь следует обратить внимание на эпоху, в которую жил Базаров, ситуацию, в которой он оказывается. Безусловно, очень важен характер самого героя.
Итак, действие романа Тургенева разворачивается в 1859 году. Это время выхода на общественную арену нового сословия - разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года достиг своего апогея. Основные сражения происходили между революционерами-демократами и сторонниками либеральных реформ. Тургенев в своем произведении ставит задачу показать представителя нового поколения максимально объективно, оценивая слабые и сильные стороны его идейных принципов. "Если Базаров называется нигилистом, то надо читать - революционером", - писал автор. Он наделяет своего героя крайне материалистическими взглядами, которые были присущи многим представителям молодого поколения.
Далее, на протяжении всего романа, Тургенев раскрывает слабые стороны позиции Базарова, частично, в спорах с Павлом Петровичем, частично, в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров не видит разницы между человеком и другим существом. Он говорит, что "человек - это та же лягушка". Но он начинает осознавать это различие, полюбив. Намечается конфликт в душе героя, конфликт, который переживали и Онегин, и Печорин, и Рудин.
Трагическое противоречие в душе главного героя разрешается единственно возможным в данной ситуации способом - смертью Базарова. Душевный кризис и крушение надежд испытали все вышеперечисленные "лишние люди". Для своего героя Тургенев избрал особый вариант - смерть. Писатель считал, что без такого финала роман не был бы закончен. Осталась бы своеобразная недосказанность. И поэтому есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий "свято" в естественные науки и медицину, умирает от случайного пореза при вскрытии трупа.
Но перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение с действительностью, с несостоятельностью своих жизненных позиций. Он как бы смягчается и открывается для любви: становится более терпимым по отношению к родителям, перестает сопротивляться любви к Одинцовой.
Трагическое противоречие разрешается своеобразным примирительным аккордом. Автор опровергает ошибочные воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам весь ход вещей, законы, по которым существует природа и сам человек. В обществе все развивается так же, как и в природе - постепенно, естественно.
Мы видим кризис личности, свойственный всем лишним людям. Но не стоит забывать, что, несмотря на ошибочность своих идей, и Онегин, и Печорин, и Рудин были сильными личностями. Это были лучшие представители своего времени, и именно потому, что они лучшие, им было суждено осознать свои ошибки, свое неправильное восприятие жизни. Так же произошло и с Базаровым, ведь это лучший представитель "нового" поколения, неординарная, сильная личность, которая не смогла в силу своего характера переосмыслить жизненные ценности.
"Жизнь… без смысла, силы без применения…" - так говорил В.Г. Белинский о подобном типе героев. Бесплодность прожитой жизни подчеркивается контрастом честолюбивых претензий Базарова: "лекарский сын" и дьячковский внук - "как Сперанский". Но ожидает его бесславный конец: герой романа умирает во цвете лет, без семьи, без потомства, не принеся обществу видимой пользы.
Итак, видно, что образ Базарова практически полностью укладывается в концепцию "лишних людей", обозначенную такими великими писателями, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Поэтому так можно назвать и Базарова, учитывая, что "лишний человек" практически приравнивается к "герою своего времени".


Сочинения на все темы школьной программы