Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова. Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Воскресение"

Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова

Сочинение на тему: Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова



Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова



Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Воскресение".

Роман "Воскресение", начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно,
с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно.
В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони,
гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го.
Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не только весенней природы, но и воскресающей человеческой души, изображение двух человеческих судеб составляют основу романа.
Князь Нехлюдов, будучи присяжным в суде, узнает в подсудимой, обвиняемой в убийстве, женщину, которую он много лет назад соблазнил и бросил. Обманутая и оскорбленная им Катюша Маслова попадает в публичный дом и, потеряв веру в людей, в правду, добро и справедливость, оказывается на грани духовной смерти.
Иными путями - ведя роскошную и развратную жизнь, забыв о правде и добре, идет к окончательному нравственному падению и Нехлюдов.
Встреча этих людей спасает их обоих от гибели, способствует воскрешению подлинно человеческого начала в их душах.
Катюша невинно осуждена. Нехлюдов пытается облегчить ее участь.
Сначала она враждебно относится к нему, не хочет и не может простить человека, который ее погубил, считает, что мотивы, побуждающие Нехлюдова заботиться о ее судьбе, эгоистичны.
"Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись!" - бросает она в лицо Нехлюдову гневные слова.
Но по мере воскрешения души возрождается и прежнее чувство любви.
И Нехлюдов меняется в глазах Катюши.
Он идет за ней в Сибирь, хочет на ней жениться.
Но она отказывается от этого брака, так как уверена, что он, не любя ее, из одного лишь чувства долга решается связать свою судьбу с каторжанкой.
Обновление человеческой души показано как процесс естественный и прекрасный, подобный возрождению весенней природы. Воскресшая любовь к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми - все это помогает Катюше вернуться к той чистой жизни, которой жила она в юности. Она снова обретает веру в человека, в правду, в добро.
Постепенно узнавая жизнь угнетенных обездоленных, начинает отличать добро от зла и Нехлюдов.
В первых главах романа автор рисует его образ нередко в сатирических тонах.
Но по мере того как герой "Воскресения" отдаляется от привилегированного круга, голос писателя и его голос сливаются и в устах Нехлюдова все чаще звучат обличительные речи.
Так главные действующие лица романа проходят путь от нравственного падения к духовному возрождению.
В конце романа Нехлюдов приходит к горькому выводу: "Все то страшное зло, которое он видел и узнал за это время ... все это зло торжествовало, царствовало, и не вин делось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его".
Выход, который неожиданно для читателя и для самого себя находит Нехлюдов после всего им виденного и пережитого, вытекает не из тех картин жизни, которые прошли перед его глазами.
Выход этот подсказан книгой, которая оказалась в руках у Нехлюдова, - Евангелием.
Он приходит к убеждению, что "единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, - признавать себя неспособными ни наказывать, ни исправлять других людей".
Ответ на вопрос о том, как уничтожить весь тот ужас, который видел Нехлюдов, оказывается простым:
"Прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны..."


Сочинения на все темы школьной программы