Образы "футлярных" людей в рассказах А.П. Чехова (по "маленькой трилогии" и рассказу "Ионыч")

Образы "футлярных" людей в рассказах А.П. Чехова

Сочинение на тему: Образы "футлярных" людей в рассказах А.П. Чехова (по "маленькой трилогии" и рассказу "Ионыч")



Образы "футлярных" людей в рассказах А.П. Чехова



Образы "футлярных" людей в рассказах А.П. Чехова (по "маленькой трилогии" и рассказу "Ионыч").

Проблемно-тематический анализ произведения.

План сочинения
1. Несколько слов о писателе (какое место он занимает в русской и мировой литературе), его творческой манере (чем отличается его творчество, какие темы и проблемы затрагивает он в своих произведениях).
2. В каких произведениях данная тема (проблема) проявляется наиболее ярко. Какими критиками и писателями это отмечалось и каким образом.
3. Раскрыть суть данной проблемы (темы):
- в каких эпизодах произведения она проявляется наиболее ярко;
- с помощью каких элементов произведения (герои, сюжет, вставные эпизоды, эпилог, эпиграф, пейзаж и др.) она раскрывается;
- почему именно эту тему (проблему) затрагивает автор, почему она значима и важна; каков взгляд автора на эту проблему,как он решает ее.
4. Указать ее значение данной темы (проблемы) для раскрытия основной идеи произведения..

"Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть", - считал А.П. Чехов. Этот человек, начавший свою профессиональную деятельность с карьеры врача, а затем ставший одним из самых известных писателей мирового масштаба, именно равнодушие считал болезнью своего времени.
Еще в 18 веке А.Н. Радищев писал в "Путешествии из Петербурга в Москву": "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". Под этими словами, на мой взгляд, с полной уверенностью мог бы подписаться и Чехов. Но его, как человека глубоко неравнодушного, волновали причины человеческих страданий. Я думаю, что их он видел в равнодушии человека к самому себе, своему высшему предназначению и, как следствие, равнодушие ко всему окружающему.
Чехов с болью замечает, что его современники боятся жить, а не существовать. Жизнь им кажется враждебной, готовой в каждый миг лишить самого дорого, ценного, родного. Поэтому люди закрываются, прячутся, придумывают себе всяческие "футляры". И не замечают, как умирают в них, превращаются в живых мумий. Наглядный пример такого отношения к жизни - герой рассказа "Человек в футляре" Беликов.
Этот человек преподает в гимназии. Он должен воспитывать, передавать опыт, учить жизни. Но что он может передать, если "состоит" из сплошных правил, нравоучений, циркуляров? В этом сером человечке, сплошь состоящем из футляров ("И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле"), уже не осталось жизни. Он существовал по инерции, находя отдушину лишь в "мертвых" языках, которые преподавал.
Чехов показывает, что Беликов давно превратился в ходячую мумию. И он погиб от одного единственного соприкосновения с жизнью - в лице Вареньки Коваленко. Именно из-за нее Беликов немного "приоткрыл свой футляр", почувствовал к девушке что-то, напоминающее живую эмоцию. И не смог перенести этого.
Конечно, учитель Беликов - это патологический пример. Большинство людей не доводят себя до такого состояния, но то, что у всех есть футляры, в которых они закрываются от жизни, Чехов был уверен. Самый распространенный "футляр" - это равнодушие.
В рассказе "Крыжовник" мы знакомимся с человеком, который посвятил всю жизнь осуществлению своей мечты. Вы скажете: "Что в этом плохого? Это же прекрасно!" Да, но мечта лишила Николая возможности радоваться жизни, замечать других людей.
Чимша-Гималайский грезил о своей маленькой усадьбе - домике с участком земли. И непременно ему хотелось, чтобы у него рос крыжовник. Эта кислая неприметная ягода стала символом смысла жизни героя, его мечты - такой же серой, будничной, убогой.
Герой методично работал, чтобы на склоне лет укрыться, уединиться в деревне, ограничиться жизнью мелкого помещика. Повествователь, а вместе с ним и автор, поражаются и возмущаются этому: "Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига". Автор глубоко убежден, что "человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа".
Но люди забыли про это. Они прячутся в свои "футляры", прикрываясь равнодушием ко всему, что их не касается.
Мало того, из равнодушия вырастают более страшные поступки. Так, герой рассказа женился на старой некрасивой вдове, у которой были деньги, буквально морил ее голодом, а когда она умерла, то купил с помощью ее денег имение и "зажил припеваючи". Никто и ничто его больше не интересовало.
Герои рассказа "О любви", на первый взгляд, интеллигентные и порядочные люди. Но и они заражены равнодушием, прежде всего, к самим себе. Они не обращают внимания, душат в себе настоящие, глубокие чувства, склоняя голову перед условностями и стереотипами.
И действительно, так жить гораздо легче, чем ежеминутно бороться с рутиной и серостью, которая зачастую окружает людей в повседневной жизни. Такая борьба сродни подвигу, это Чехов прекрасно осознает. Но если "плыть по течению", не пытаясь ничего изменить, то человека ждет неминуемая смерть, нравственная и физическая деградация.
Так произошло с героем рассказа "Ионыч". Из молодого перспективного врача Дмитрий Ионыч Старцев превратился в обрюзгшего, сварливого старика, все существо которого занимали лишь приземленные, мелкие интересы (еда, карты, деньги).
Именно из-за своего равнодушия люди теряют самое дорогое, то, чем они больше всего дорожат. Герои пьесы "Вишневый сад", к примеру, - Раневская и Гаев - потеряли свое имение, свое родину, вместе с ним - свое прошлое и настоящее, а значит, они лишились и своей жизни.
Таким образом, я считаю, что именно равнодушие А.П.Чехов считал "болезнью века". Равнодушные люди превращаются, по мнению писателя, в ходячих мертвецов. И "помогают" им в этом превращении "футляры", которые они сами себе создают, в которые прячутся от жизни с ее бедами и радостями. А в результате - множащиеся беды и страдания, до которых обывателям нет дела - "лишь бы их жизнь не тронула". Но тем самым люди обедняют не только мир, но и самих себя, они лишаются самого драгоценного дара - полноценной жизни. Об этом говорит Чехов в своих рассказах, призывая не бояться, не прятаться, а жить, дыша полной грудью.


Сочинения на все темы школьной программы