Пейзаж в рассказе Тургенева "Бежин луг"

Пейзаж в рассказе Тургенева "Бежин луг"

Сочинение на тему: Пейзаж в рассказе Тургенева "Бежин луг"



Пейзаж в рассказе Тургенева "Бежин луг"



Пейзаж в рассказе Тургенева "Бежин луг".

И. С. Тургенев - проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали.
Тургенев в совершенстве владел мастерством описания.
Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками.
Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.
Несомненно, пейзаж в рассказе "Бежин луг" играет важную роль.
Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние героя, подчеркивают его настроение, чувства, определяют внутреннее напряжение.
"Бежин луг", собственно, и начинается с пейзажных зарисовок.
Автор описывает прекрасный июльский день, когда "все краски смягчены, светлы, но не ярки", когда чувствуется "трогательная кротость" природы, воздух сух и чист.
Предстают перед глазами эти картины и чувствуются запахи полыни, сжатой ржи, гречихи, о которых упоминает автор.
День чудесен! Герой доволен охотой за тетеревами. Однако чувство спокойствия и гармонии длилось недолго. Наступил вечер, начало смеркаться.
Герой сбился с пути, заблудился, им овладело внутреннее беспокойство. С помощью описания природы автору удается показать его смятение. Героя сразу охватила неприятная, неподвижная сырость, отчего сделалось жутко. Уже "носились" летучие мыши, и запоздалые птицы торопились в свои гнезда. По мере того как охотник понимал, что заблудился серьезно и по темноте сегодня из леса уже не выберется, "ночь приближалась и росла, как грозовая туча", отовсюду "лилась темнота". И вот когда надежда добраться до дома окончательно оставила героя, он вышел на Бежин луг, где деревенские ребята сидели у костра. Они пасли табун лошадей. В этой романтической обстановке они рассказывали друг другу разные истории.
Охотник присоединился к ним. Постепенно чувство тревоги ушло и сменилось новыми чувствами: спокойствием, умиротворением. Он стал любоваться небом, рекой, потрескивающим племенем костра, наслаждаться особенным, томительным и свежим "запахом русской летней ночи".
С любопытством рассказчик слушал истории ребят. В самые напряженные моменты рассказов природа, будто прислушиваясь к ним, посылала небольшие сюрпризы. Всякий раз в самый страшный момент что то происходило. После рассказа Кости о встрече плотника Гаврилы с русалкой ребята слышат "протяжный, звенящий, почти стенящий звук", который неожиданно возник из тишины и медленно разнесся в воздухе.
История, рассказанная Ильюшей о том, как псарь Ермил повстречал нечистую силу в образе барашка, пугает детей еще больше потому, что вдруг неожиданно собаки поднялись и с судорожным лаем бросились прочь от огня и исчезли во мраке. Рассказ о покойниках и предвидении смерти вводит ребят в задумчивость. Появившийся белый голубок, откуда ни возьмись подлетевший к костру, покружившийся на одном месте и растворившийся в ночной мгле, наводит их на мысль о том, не праведная ли это душа, летящая на небо.
"Странный, резкий, болезненный крик цапли", раздавшийся в тишине, служит переходом к разговору о загадочных и страшных звуках: так может душа "жалобиться" или кричать леший. Все эти картины передают тревогу, страх, напряжение ребят, подчеркивают их настроение.
"Божьи звездочки", внимание к которым привлекает маленький Ваня, помогает всем детям увидеть красоту ночного неба.
Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.
Заканчивается рассказ тоже описанием природы.
"Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило", новый день, необыкновенно красивый, солнечный и яркий, соединенный со звуками колокола и бодрящей свежестью, служит финальным аккордом этого замечательного произведения.
Мастерство И. С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней ежеминутно, ежечасно.


Сочинения на все темы школьной программы