Сущность духовного кризиса Андрея Болконского

Сущность духовного кризиса Андрея Болконского

Сочинение на тему: Сущность духовного кризиса Андрея Болконского



Сущность духовного кризиса Андрея Болконского



Сущность духовного кризиса Андрея Болконского.

Сочинение по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

В романе "Война и мир" духовный кризис - "привилегия" любимых героев Толстого - тех, кто обладает богатым духовным потенциалом, стремится к внутреннему развитию и к поиску истины.
Однако кризис у каждого из персонажей "свой" - он обусловлен их внутренними, психологическими особенностями, свойствами натуры.
Так, духовный кризис Андрея Болконского, на мой взгляд, связан с отчуждением героя от людей вследствие его сильнейшего эгоизма и индивидуализма.
Духовный путь этого героя в романе - это попытка преодолеть "стену отчуждения", выйти из рамок собственного "я" и соединить свои интересы с интересами других людей, посвятить свою жизнь ближним.
Итак, в начале произведения высокоинтеллектуальный, честолюбивый и амбициозный Болконский чрезвычайно одинок.
Он сам отделил себя от других - князь уверен в собственном превосходстве над "пустыми людьми света", он презирает их и отчаянно скучает в их обществе.
Болконский мечтает о военной славе - о подвиге, который сделает его известным и всеми любимым. Важно, что в этот период жизни героя его кумиром является Наполеон - это подчеркивает индивидуалистические устремления Болконского, его отдаленность даже от самых близких (отец, сестра, жена) людей.
Чтобы реализовать свои планы (а не защитить родину!), князь Андрей отправляется в армию и участвует в войне 1805 г. Однако эта война приносит Болконскому не всемирную славу, а совсем другое - кардинальное переосмысление жизни и свой роли в этом мире.
После ранения под Аустерлицем герой переживает серьезнейший духовный кризис. Побывав на грани жизни и смерти, Болконский осознает никчемность своих прежних мечтаний и устремлений.
Даже сам "великий" Наполеон кажется ему теперь бесконечно маленьким по сравнению с "высоким небом", которое стало для героя символом истинных духовных ценностей.
Полностью разочаровавшись в индивидуалистических идеалах, Болконский решает посвятить свою жизнь семье.
В имении он переживает смерть жены и рождение сына, однако не чувствует себя счастливым. Лишь вновь обретя возможность любить (встретив Наташу Ростову), князь на какое-то время возрождается к жизни, понимает, что раньше бессмысленно хлопотал в "узкой, замкнутой рамке".
Однако окончательное нравственное прозрение происходит к Андрею Болконскому после ранения под Бородином (заметим, что на войну 1812 года Болконский идет ради интересов России, а не своих собственных).
Все то, что герой увидел и испытал во время Бородинского сражения, помогло ему отринуть собственное "эго" и испытать "жалость и любовь" к "кровному врагу" - Анатолю Курагину, тяжело раненному в бою.
Размышляя о Курагине, Болконский приходит к выводу, что самое главное в жизни - "сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - ... та любовь, которую проповедовал Бог на земле..."
Наверное, это осознание - максимальное достижение героя, вершинная точка его земного духовного развития. Поняв эту истину, Болконский умирает. Сумел ли он до конца преодолеть свой духовный кризис?
Приблизился ли он к истинному пониманию жизни? Думаю, да.
Однако в полной мере воплотить идеал духовной жизни (не в мыслях, а на деле) смог лишь другой любимый герой Толстого - Пьер Безухов.


Сочинения на все темы школьной программы