Тема человека и судьбы в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

Тема человека и судьбы в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

Сочинение на тему: Тема человека и судьбы в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского



Тема человека и судьбы в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского



Тема человека и судьбы в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Сочинение по произведениям нескольких авторов.
Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой оказали огромное воздействие на развитие русской и всемирной литературы.
Это не только талантливейшие художники, но и гениальные мыслители.
Каждый из них в научных трактатах и художественных произведениях размышлял над различными вопросами: вера в Бога, роль человека в Мироздании, человек и история, человек и судьба, человек и общество, добро и зло.
Эти и другие философские темы в большей или меньшей степени, под разным углом зрения рассматриваются в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир".
Обратившись к эпилогу каждого из произведений, попытаемся определить основные особенности взглядов писателей на мироустройство.
Толстой доказывает нам, что люди все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их лучше. Идея движения лежит в основе видения и понимания Толстым сущности жизни. Если есть движение, то человек уже никогда не превратится в умирающую личность.
Например, Пьер Безухов в эпилоге предстаёт перед нами опытным семьянином, счастливым отцом. В прошлом остались разгульные кутежи, собрания масонов и фантазии насчет своего высокого и таинственного предназначения.
Толстой намечает новый круг исканий героя, связанный с обращением к общественным проблемам.
Вернувшись из Петербурга зимой 1820 г., Пьер рассказывает о петербургских нравах, о гибельности избранного Россией после войны пути, противостоять которому может лишь тайное общество.
Автор намекает на то, что Пьер может стать декабристом. Это новый виток в развитии личности героя, путь дальнейшему преображению.
Через всю свою жизнь Толстой пронесёт сознание того, что человек только тогда становится человеком, когда воспринимает себя в бесконечной цепи жизни. "Каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим". Человек - лишь частица мира. Личность не может направлять ход истории.
Таким считал себя Наполеон и поэтому потерпел поражение. Кутузов же оказался мудрее, пассивно следуя закону необходимости. Толстой предстаёт перед нами как фаталист. Но фатализм для него - это не слепая вера в рок, судьбу, а убеждение, что всё осуществляется по законам необходимости, независимо от воли человека (так своеобразно у Толстого проявляется вера в Бога при внешнем его отрицании).
Поэтому человек, по мысли писателя, не может быть полностью свободен.
Иначе даётся тема человека и судьбы у Достоевского.
Человек - центр бытия, солнце, вокруг которого все вращается. Мыслитель Достоевский отводит человеку ключевую роль в мироздании.
Вопрос Раскольникова, - это вопрос судьбы: принять судьбу такой, какой она ему видится, принести себя в жертву, слепо подчиниться мировой необходимости, отказаться от свободы или восстать против своей судьбы, против всего мира, "разрешить всё одним разом". Бунт против необходимости, против судьбы - одна из истинных причин преступления Раскольникова, вот точный ответ на вопрос "почему Раскольников убил старушку". Раскольникову кажется, что убийством он перевернет мир, а на деле переворачивает себя. Раскольников скорее "спас" старуху, а наказал самого себя. ("Я себя убил, а не старушонку").
В противовес Раскольникову Сонечка - столп, оплот мира, такими, как она, "держится мир".
Мир держится жертвой. И Соня жертвует собой.
Раскаяния в душе Раскольникова не было ещё долгое время после вынесения приговора. Сон о трихинах (страшных вирусах гордыни и честолюбия), погубивших все человечество, произвёл решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца - отрицание заповедей человеколюбия, морали ведёт за собой всеобщее разрушение.
Раскольников ощущает свое обновление, он поворачивается к людям.
Без веры в Бога - единого морального идеала - для Достоевского невозможны ни настоящая нравственность, ни подлинная любовь к людям.
Отклонение от Бога ведёт к болезни и гибели личности, что и происходило с Раскольниковым. Очень важно меньше осуждать окружающих и больше оценивать свои поступки.
Достоевский считает, что судить людей- дело не наше, а Божие.
Достоевскому и Толстому удалось раскрыть себя в творчестве не только как великолепным мастерам слова, но как глубоким философам.
В художественном мире их произведений воплощены разные модели миропорядка.


Сочинения на все темы школьной программы