Тема любви в поэзии Серебряного века

Тема любви в поэзии Серебряного века

Сочинение на тему: Тема любви в поэзии Серебряного века



Тема любви в поэзии Серебряного века



Тема любви в поэзии Серебряного века.

Стихи В. Маяковского, А. Блока, В. Брюсова, М. Цветаевой.

Литература конца XIX и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Определение "Серебряный векотносили к русскому искусству в целом. Однако в литературоведении термин "серебряный векпостепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями - символизмом, акмеизмом, "неокрестьянскойи футуристической литературой. К этому периоду относится творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, Маяковского и других великих художников слова.
В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека любовь. "Только влюбленный имеет право на звание человека,- с гордой уверенностью говорил молоденькой девушке Лизе Пиленко Александр Блок в феврале 1908 года. На языке сегодняшнего дня это означает "бесконечную ценность человеческой личности. Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования. Устами разных поэтов говорится и о могуществе, и о красоте любви, о сопричастности любви всем другим человеческим порывам и помыслам.
Первая половина XX века полна событиями, потрясшими мир. Поэзия "никогда не стояла в стороне от бурь времениВсе социальные потрясения проходили через сердце поэта. Стихи о любви, так же как и гражданская лирика, отражают время, судьбу страны. Вот почему так много тревожных предчувствий, так много горести и боли в этих нежных, интимных стихах поэтов первой половины XX века.
Многие читатели полагают, что любовная лирика - это область частная, узкая, интимная. Какое заблуждение! Один и тот же поэт может писать и боевые политические стихи, и переполненные любовью и разочарованием элегии.
Владимир Маяковский - поэт, "революционно мобилизованный и призванный, гневно и страстно взрывает представление о любовной лирике как о чем-то узком, частном. В автобиографии "Я сам(1922 г.) он упоминает о замысле поэмы "Про это: " Задумано: о любви. Громадная тема!...
В этой теме, и личной
и мелкой,
Перепетой не раз
и не пять,
Я кружил поэтической белкой
И хочу кружиться опять.
"Эта тема, как и весь наш реальный мир, не может оставаться в своем развитии. Эта тема входит даже в космос, во вселенную. Она огромна, "эта тема.
Если Марс,
И на нем хоть один сердцелюдый,
то и он
сейчас
скрипит
Про то ж.
У многих других русских поэтов любовная лирика не отгорожена от гражданской лирики какой-то глухой стеной. Напротив, лирика гражданская и лирика любовная у великих поэтов едина. Надо просто уметь прочитать поэта.
И у поэтов XIX века, и у поэтов XX века в стихотворениях присутствует своеобразная лирическая точка зрения. И чем она индивидуальнее, тем она интереснее.
Мне кажется, что среди лириков XX века, писавших о любви, А. Блок еще не превзойден. Его творчество составляет важнейшую главу во всей истории русской поэзии. Шедевром любовной лирики является цикл "Кармен. Он посвящен оперной певице петербургского Театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас-Андреевой, замечательной исполнительнице роли Кармен. Любовь трактуется здесь поэтом как могучая, прекрасная, освобождающая все духовные силы человека страсть. Она так велика, эта страсть, что поэт хочет приравнять ее к служению чему-то неземному, может быть, солнцу, может быть звездам. Возлюбленная - это ведь для поэта "кусочек солнца:
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь - звездам!
Предметом любви в "Стихах о Прекрасной Дамеявляется Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, воплощающая собой идеал женской души.
На следующем этапе творчества поэта - любовь трагическая, лишь воспоминание с чувством горькой утраты:
Приближается звук. И, покорна щемящему
Звуку
Молодеет душа.
И во сне прижимаю к губам твою прежнюю
Руку -
Не дыша.
Снится - снова я мальчик, И снова любовник,
И овраг, и бурьян...
С изменениями в миросозерцании поэта происходят изменения и в его творчестве. Тема любви эволюционирует, отражая весь духовный путь, пройденный поэтом.
Рядом с Блоком жил и творил К. Брюсов. Но Брюсов, писавший небольшие лирические стихотворения, был все же эпическим поэтом. Поэтому и в стихах о любви он говорит не о себе и своей возлюбленной, а о других людях, как это бывает в романе или рассказе. Иногда его темы - это любовь вообще, но любовь, роднящая дух человека "с мировым началом. Не случайно он написал единственное в своем роде стихотворение, которое переводится с латинского как "Она понесла во чреве, где воспето и опоэтизировано то, что обычно считается "прозойлюбви, скрываемой от всех.
Ее движенья непроворны,
Она ступает тяжело,
Неся сосуд нерукотворный,
В который небо снизошло.
Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке. То это трагедия "обманутой верности, то жертвенность и рок, то безвыходность драматических конфликтов.
Любовь (как и всякое большое чувство) Марина Цветаева понимала как действие.
Любовь! Любовь!
И в судорогах и в гробе
Насторожусь - прельщусь - смущусь -
Рванусь...
Любить - для нее всегда значит мочь! И поэтому когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца,- любовь становится поединком, спором, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом. Однажды ее муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: "Она - голая душа! Даже страшно.
Невероятная открытость, откровенность - неповторимые черты лирики Цветаевой. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния: Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам в след Целую вас - через сотни Разъединяющих лет. В драматическом стихотворении "Рас - стояние: версты, мили...(1925) - не грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушению человеческих связей.
Любовь может противостоять даже смерти: ...Стан упругий
Единым взмахом из твоих пелен, Смертью выбью! - Верст на тысячу в округе Растоплены снега - и лес спален. Любовь остается в мире, умирает "лишь затем, чтобы, смеясь над тленом, стихом восстать - иль розаном расцвесть!("Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе..., 1920).
Поэзия Серебряного века оставила нам счастливые и несчастливые человеческие судьбы. Но всегда это судьбы живых людей, сыновей и дочерей своего времени. Произведения, созданные тем или иным поэтом, иногда перешагивают далеко за временные пределы его жизни, остаются в наследство новым поколениям. И уже эти новые поколения перечитывают их строки с благодарностью и считают этих поэтов своими современниками.


Сочинения на все темы школьной программы