Школьный портал

Ответственность человека за жизнь на Земле



Сочинение:    Ответственность человека за жизнь на Земле


Сочинение: Ответственность человека за жизнь на Земле


Сочинение: Ответственность человека за жизнь на Земле


В наши дни как никогда остро перед человечеством встала проблема сохранения природных богатств на Земле: лесов, рек и морей, атмосферы. Люди всей планеты объединяют усилия, что­бы уберечь от исчезновения редкие виды растений, животных, птиц.

Вопрос сохранения красоты и жизни на земле волновал и мно­гих поэтов и писателей. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» нас трогает великодушие и щедрость деревьев, расту­щих в пустыне. Долгие годы гордые пальмы «высоко росли», сохраняя от высыхания холодный родник, журчащий меж ство­лов. Они терпеливо ждали, когда же «странник усталый из чуждой земли пылающей грудью ко влаге студеной» приникнет и отдохнет в прохладной тени роскошных листьев.

Однако время шло, а странников все не было. И тогда пальмы, чувствуя что уже начинают сохнуть их листья от знойных лучей, начали роптать:

На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..

Большую радость принес гостеприимным деревьям пришедший из «дали голубой» караван. Щедро приветствовали пальмы и ру­чей нежданных гостей, но люди оказались злыми и неблагодар­ными. Они срубили пальмы, чтобы погреться у костра. Всего лишь на несколько часов хватило людям тепла, а когда они ушли, поза­ди расстилалась бескрайняя пустыня:

И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит...
Я считаю, что человек как самое разумное существо на планете просто обязан быть бережливым и рачительным хозяином, пото­му что если он разрушит свой дом, строить другой ему будет не только не из чего, но и негде.



Сочинение:
Проблема ответственности человека за жизнь на Земле
в романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок».


Мысль об ответственности человека за жизнь на Земле присутствует в каждом произведении писателя, потому что в этом он видит смысл жизни человека.

Буранный Эдигей — один из тех, на которых земля держится. Он связан со своей эпохой, он сын своего времени. Он не занимает ответственных постов, он просто человек и труженик. Для писателя человек значителен поступками, трудом, поэтому в романе «Буранный полустанок» мир показан через судьбу фронтовика, железнодорожного рабочего, который усердно трудится. Он не безлик, у него есть своя жизненная линия, свое мнение, свои очень не простые оценки происходящего. По мысли Ч. Айтматова, в столкновении вечного и текущего в жизни человека-труженика раскрываются его духовный мир и личностные черты.

В центре своего романа, действие которого происходит в 90-х годах XX столетия, Ч. Айтматов поставил Эдигея Жангельдинова. Жизненный путь поколения Эдигея и его друга Казангапа труден, на их долю выпали серьезные испытания: война, репрессии по ложным обвинениям, работа железнодорожных обходчиков на участке, где поезда проносятся, не сбавляя скорости. «Жить на сарозекских разъездах — надо дух иметь, иначе сгинешь». Кругом только степь да верблюды. «Сколько снега перебросали вручную! Молодые путейцы сейчас смеются над этим: "На дурняка выезжали на вас, старики, дураками помрете"». Когда встречались такие «переоценщики», Казангап и Эдигей не обращали на них внимания. Жизнь-то делали не болтуны, а труженики. Человек на земле — это очень ответственно! Как говорил Казангап: «За все, что происходит на земле, есть и должен быть спрос. Добро отберут у тебя — не пропадешь, выживешь! А душа останется потоптанной, этого ничем не загладишь».

Людей трудолюбивой души в романе соединяет братство — «они всегда способны отличить один другого и понять, а если не понять, то задуматься». Так вокруг «стариков» собрались молодые, те, кто разделял их взгляды, трудился, помогая друг другу.

В романе нет высоких слов, все слова очень простые и понятные: хотел, старался, умел, помогал делать жизнь. Может быть, это и потому, что все герои «Буранного полустанка» прошли суровую школу жизни и знают настоящую цену жизни.

Люди могут мыслить по-разному, но быть терпимы друг к другу, оставаясь при этом людьми, сохраняя свои человеческие качества. К сожалению, это не всегда так бывает. Вызывает осуждение поведение детей Казангапа: что помешало им стать людьми, от которых не отвращалась бы душа?

Во всех произведениях Ч. Айтматова присутствует образ Земли и всего живого. Писатель опирается на легенды и мифы, на предания как на опыт, оставленный нам в наследство предыдущими поколениями. В романе есть рассказ об Аральском море, судьба которого какое-то время волновала людей. «Сколько стоит земля — столько и Аральское море. Теперь оно усыхает, погибает...» На этом мысль оборвалась... А жаль! В свое время Ч. Айтматов много писал об озере Иссык-Куль, и озеро спасли.

Впервые в этом романе писатель использует фантастический сюжет. Очевидно, для Ч. Айтматова это один из способов познания и метод мышления. Надо думать, что описание контактов с внеземной цивилизацией и все то, что происходит по этой причине, не имеет под собой реальной почвы, Нигде не существуют сарозекских и невадских космодромов. Но фантастический вымысел до определенного предела соприкасается с реальностью. Действительно, мифология ли древних, фантастический ли реализм Гоголя, Булгакова — все убедительно именно в силу своего соприкосновения с реальным. Главная мысль в этих рассуждениях писателя: если человечество не научится жить в мире, оно погибнет. Недоверие, настороженность — одна из самых опасных угроз его спокойной жизни на Земле. «Никто не пережил Землю, никто не минет Земли», — говорится в романе. «Фантастическое — это метафора жизни, позволяющая увидеть ее под неожиданным углом зрения. Вот я и хочу, чтобы сарозекские метафоры моего романа напомнили еще раз человеку о его ответственности за судьбу нашей Земли...» Эти слова Ч. Айтматова и выражают главную мысль его романа «Буранный полустанок».







Банк сочинений ЕГЭ по русскому         |         Главная страница сайта


Сочинение по исходному тексту. Примеры сочинений по текстам, задание часть с егэ по русскому языку


ЕГЭ по математике, физике, информатике, химии, биологии с решением и ответами. Подготовка к ЕГЭ по математике, физике, информатике, химии, биологии, варианты егэ, демо-версии.
Реальные варианты олимпиад для 9, 10, 11 классов с подробным решением задач и развернутыми ответами. Тесты. Рефераты.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru