Сочинения для подготовки к егэ по русскому языку


Память о родине, о родном доме, о детстве

Сочинение: Она немного опоздала. Проблема памяти о детстве (По Д. Рубиной)

Исходный текст:

(1) Она немного опоздала, во дворе все лавки были заняты публикой. (2) Её, однако, ждало место на огороженной скамеечке, где сидели несколько известных театральных личностей. (З)Она перездоровалась со знакомыми, села и огляделась. (4) Всё продумано: спектакль из пятидесятых-шестидесятых, играется в естественных декорациях московского двора, ничего и мастерить не надо. (5) 3десь всё осталось таким, каким было в те годы. (6) Разве что на одну из стен дома нарочито вывесили старый гобелен. (7)Она достала из сумочки очки, всмотрелась... (8) Точно такой тканый гобелен с бахромой висел над её топчаном в родительской квартире на протяжении многих, многих лет. (9) Точно такой гобелен: на нём вытканы семья оленей, спустившихся к водопою, мельница на ручье, далёкие зовущие горы. (10) Минут через десять стало смеркаться, вышли актёры, и началось действие. (11) Она никак не могла сосредоточиться. (12) Вид гобелена, спутника её детства и юности, вывешенного на всеобщее обозрение, мешал следить за актёрами. (13) Вдруг вспомнился целый веер давно позабытых картинок. (14) Бабушка кормит её кашей прямо в постели. (15) Вышитые на новеньком гобелене персонажи присутствуют здесь весьма активно и как декорации, и как участники действа. (16) Бабушкина крапчатая рука с ложкой послушно упиралась в гобеленовый куст, из которого торчала голова с ушками, затем мирно следовала в соседний, братски распяленный рот. (17) А потом, в школьные годы, - как сладко было болеть под её гобеленом! (18) Главное, можно было лежать в обнимку с книжкой или даже несколькими книжками, меняя их попеременно, ведь всё знаешь наизусть, и это особенно сладко. (19) Однажды, в девятом классе, она попала в дом к соученице, дочери известного в городе адвоката. (20) Выросшая в семье весьма небольшого достатка, никогда прежде она не видела такого богатства - всех этих серебряных приборов с вензелями во время будничного семейного обеда, этой старинной тяжёлой мебели, этих огромных, нежного витиеватого рисунка ковров. (21) — Тот персидский, - сказала дочь адвоката, кивая на стенку столовой, — а в папином кабинете висит настоящий пешаварский, дедушкин. (22) Ему почти сто лет... (23) Что дёрнуло её за язык сказать: (24) — У нас тоже есть ковёр, не такой большой... (25) Её подруга смешно сморщила нос и проговорила мягко: (26) - У вас не ковёр, а гобелен с уточками... (27) Вся эта мещанская пошлость была в моде лет десять назад. (28) Она прибежала домой и в припадке возмущённого стыда принялась срывать с гвоздиков свой гобелен. (29) - Ты что? - спросила мать за её спиной. (30) - Что с тобой? (31) - Потому что это - пошлость, пошлость! - запальчиво выкрикнула она. (32) — А! - сказала мать. (33) - Ты это где сегодня подхватила? (34) И, выслушав все, что, задыхаясь от обиды, выпалила ей дочь, проговорила спокойно: (35) — Вот это и есть - пошлость. (З6) Повесь гобелен на место, вымой руки и иди есть. (37) И она, бессильно всхлипывая, повесила гобелен, села под его раскидистой кроной и заплакала, сквозь злые слёзы рассматривая до миллиметра знакомые пеньки, траву и островерхие горы вдали... (38) Прошло ещё несколько лет, гобелен прохудился в районе мельницы, мама сделала из него красивую наволочку на подушку. (39) Вот что забавно: не так давно подушка перекочевала в их новую квартиру. (40) — Ну, как спектакль? - спросила дочь, вернувшись с какой-то своей тусовки. (41) -Там, знаешь, вывесили гобелен... -улыбаясь, сказала она. (42) - Что за гобелен? (43) - Ну, точно такой, как наш... (44) Помнишь? (45) - Нет, не помню... (46) - Погоди ! (47) Как это - «не помню»? ! (48) — О Го-осподи-и! — дочь вздохнула, закатила глаза, пошла ставить чайник. (49) А у неё вдруг сжалось сердце, щемящая обида подкатила к горлу. (50) - Ты ничего не помнишь! - воскликнула она. (51) Безразличие - вот знамя вашего поколения! (52) - Знамя?! - дочь фыркнула. (53) - Ну, мать, ты даёшь! - и ушла к себе. (54) - Что ты пристала к ней со своим гобеленом? - вполголоса спросил муж. (55) — Это твои детство и юность, вот и люби их на здоровье, при чем тут девочка? (По Д. Рубиной).

Основные проблемы:

1) Проблема памяти. (Что остаётся в человеческой памяти от такого важного периода, как детство?)
2) Проблема поколений. (Кто из героев прав в своём отношении к воспоминаниям?)
3) Проблема истинных и ложных ценностей. (В чём ценность для героиня простого тканого гобелена?)

Авторская позиция:

1) Память могут оживить самые непритязательные вещи из прошлого, которые покажутся прекрасными, потому что связаны детством и юностью.
2) Дочь героини ещё слишком молода, чтобы так же трогательно относиться к воспоминаниям, как её взрослая мать.
3) Истинные ценности в жизни — это те события, которые в ней происходят, и память об этих событиях.

Сочинение:

Память о детстве… Порой одна незначительная деталь, какой-то предмет, старая фотография поднимают в душе щемящее чувство ностальгии. О таком событии, о том, как вид старого гобелена возвращает героиню рассказа «Гобелен» в детство, повествует Д. Рубина. Сам же рассказ заставляет нас задуматься над проблемой памяти о прошлом. Что остаётся в человеческой памяти от такого важного периода, как детство? Вот вопрос, над которым заставляет нас задуматься Дина Рубина, современная писательница, автор замечательных повестей и романов. Автор рассказывает нам о женщине, которая встретилась с детством, неожиданно вернулась в него на спектакле, проходившем под открытым небом. «Вдруг вспомнился целый веер давно позабытых картинок». Эти воспоминания дороги ей, и она спешит поделиться ими с близкими. Но те не спешат разделить её чувства. Дочь героини ещё слишком молода, чтобы так же трогательно относиться к воспоминаниям, как её взрослая мать, а муж говорит: «Это твои детство и юность, вот и люби их на здоровье, при чем тут девочка?» Дина Рубина не морализует, не навязывает читателю свою позицию Просто она всем строем своего рассказа, подбором слов, фактов дает возможность читателю самому сделать вывод и определить авторскую позиции. А она, на мой взгляд, такова: память могут оживить самые непритязательные вещи из прошлого, которые покажутся прекрасными, потому что связаны с детством и юностью, близким людям надо относиться к привязанности старших к этим вещам с пониманием, это часть истории семьи. Не знаю, насколько верно поняла я позицию автора, но то, что помнить о детстве, быть внимательным к родным, сохранять семейные реликвии и традиции, бесспорно. В каждом доме, я думаю, есть альбом со старыми семейными фотографиями, есть вещица, которая сегодня кажется смешной и ненужной, но она – кусочек прошлого вашей семьи. У моей бабушки есть старый проигрыватель, который у меня всегда вызывает улыбку, недоумение. Он похож на маленький коричневый ящичек, в нём круглый крутящийся диск, смешное приспособление, которое надо приподнять и поставить на пластинку. Пластинки! О них надо сказать особо: это большие круглые черные диски с дырочкой посередине. В наш век аудиотехники, компьютеров, флешек, на которых можно сохранить записи тысячи мелодий, это «чудо техники» выглядит нелепо, но видели бы вы лицо моей бабушки, когда она слушает свои пластинки! Всякое желание подсмеиваться над ней исчезает моментально. Вспоминаю «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачёва. Там есть письма, названные «Память» и «Память культуры». В них автор говорит, что благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим, память — преодоление времени, преодоление смерти. Важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. С любви к своей семье, родному дому, к своей малой родине начинается любовь к родной стране, ко всему земному шару. Говоря о проблеме памяти, поднятой Д. Рубиной, не могу не вспомнить ещё об одной книге, случайно прочитанной мною. Это книга Даниила Гранина «Керогаз и все другие: ленинградский каталог». Она необычна, это альбом оживших воспоминаний, музей забытых старых вещей. Когда уходят вещи, с ними уходит эпоха. На страницах книги упоминаются милые сердцу автора, жителя Ленинграда 30-х годов XX века, вещи и вещицы: керогаз, галоши и гамаши, буфеты и комоды со слониками, плакаты Осоавиахима, кожанки и толстовки. Смешные, несуразные и старомодные знаки, оставленные временем, они вдруг преображаются и становятся памятью для грядущих поколений. Милые, порой смешные и такие несовременные вещицы из детства наших мам и пап, дедушек и бабушек нужно хранить, относиться к ним хотя бы с уважением, если их любят ваши близкие. В них наша память, а память — основа совести и нравственности.

Cочинение на тему: Моя Родина.

Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира. Любовь к родине нам прививают с детства — родители, воспитатели, учителя.

Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и великих делах. Поэтому, думая о родине, мы думаем и о героях прошлого и настоящего, и об известных писателях, поэтах, музыкантах, художниках. Все это — наша история, все это — наша родина.

Наша родина — это и люди, которые нас окружают в повседневной жизни. Люди, которые родились в одном краю, всегда как-то ближе друг к другу, всегда лучше смогут понять друг друга, им легче найти общий язык и стать друзьями. Потому, наверное, что у них есть одно общее — та страна, в которой они родились, а это уже много! Не потому ли люди, оказавшиеся в другой стране, бывают так искренне рады встретить земляка — любого, пусть далее совсем незнакомого человека из родной страны, родного города, родных мест. Но у каждого из нас есть свой родной уголок — своя маленькая родина. Это тот город, поселок или деревня, та улица и тот дом, где мы родились, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды. Возможно, став старше, мы сможем более глубоко оценить, понять я полюбить нашу большую родину, нашу страну. Хотя в глубине сердца, конечно же, каждый из нас уже испытывает искреннюю любовь к своей стране. Но мне кажется, что сейчас нам намного ближе, дороже и понятнее именно наша маленькая родина — дом наших родителей, бабушек, дедушек. Думая об этой родине, мы думаем о самом раннем детстве. И в эти минуты я вспоминаю мамины руки, которые помогали мне крепче стоять на ногах; знакомый и неповторимый запах бабушкиных пирожков, только что вынутых из печки; колыбельные песни и загадочные и интересные детские сказки. Я вспоминаю маленького игривого котенка в нашем дворе, с которым я радостно играла. Нежные, теплые чувства просыпаются в моем сердце, когда я смотрю на деревья, которые в детстве мы с родителями высаживали возле дома.

Моя родина — это и родина моих родителей. Те места, где они родились, тоже бесконечно дороги мне. Часто мы всей семьей выезжаем в деревню, где прошло детство моей мамы. Там совсем Не такая обстановка, как у нас в городе, совсем другая атмосфера. Тишину и спокойствие хранят стены дома, словно приглашая послушать какую-то историю, прикоснуться к какой-то тайне. Бабушка часто рассказывает мне о былых временах, и я представляю свою маму такой же маленькой девочкой, как и я, весело играющей с соседской детворой. В этих местах даже птицы поют по-особенному, их песни близки, родны и понятны. И кажется иногда, что они тоже что-то хотят сказать нам, людям. Птицы, наверное, смогли бы рассказать много интересного об этом крае! Как-то в детстве бабушка принесла мне горстку клубники, только что сорванной в саду. Я и сейчас чувствую этот незабываемый вкус свежих ягод — таких не купишь в магазине или на рынке. Ведь они из наших родных мест, с нашей маленькой родины.

С ранних лет родители привили мне любовь к родной природе. И теперь я никогда не сорву нежного цветка, не спугну щебечущих на ветке птиц. Мне и самой хочется сохранить всю эту красоту, потому что в моих силах помочь своей родине. Трудно сказать, какая родина человеку дороже — маленькая или большая. Мне кажется, что и большая, и маленькая родина одинаково важны и я их люблю. Больше того, это — неразрывное целое. Весь окружающий нас мир — вся Родина.

Сочинение: Память о родном крае.

Говорят, что место, где родился, не забудешь никогда. Малая родина навсегда занимает почетное место в сердце, любимый уголок, в котором провел свое детство и юность. Так, наверное, скажет каждый человек, описывая свой родной край и равнодушных здесь, пожалуй, не будет.

Я родился и живу на Кубани. Ее называют «житницей» России, кормилицей, солнечным краем, хлебосольным и колоритным. Пожалуй, не найдется на всем земном шаре такого места, где бы так органично уживались на первый взгляд несоединимые растения, животные. А что уж говорить о людях: Издревле сотни народов существовали на кубанской земле в мире и согласии. И все это разнообразие вокруг меня: горы, реки, моря, равнины, поля, станицы, улыбающиеся кубанцы. Соприкасаясь с этой удивительной родной природой и людьми, в очертаниях лиц которых видишь близость, меня одолевает теплота, которая исходит из сердца. А стоит уехать в другой регион, как начинаешь понимать, что тебя неодолимо тянет назад, в знакомую среду, и чувствуешь, что незримая нить связывает тебя с малой родиной.

Возможно, известная поговорка права, что каждый кулик свое болото хвалит. На без этой самой «хвалы», которую проще заменить словом любовь, невозможно представить такое понятие как патриотизм. Ведь развить в себе данное чувство нужно начинать с небольшого, по крайней мере, с уважения к отчему дому и земле, которая тебя вырастила, и которую ты называешь родным краем.


Банк сочинений к ЕГЭ по русскому языку