Сказки Евгения Шварца

Сказки Евгения Шварца, анализ произведения



Сказки Евгения Шварца


Сказки Евгения Шварца.

"Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, учителя, кучера, актеры, сторожа.
А я вот - сказочник. И все - и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и сказочники - все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди".
Эти слова героя пьесы "Снежная королева" полностью применимы к ее автору, Евгению Львовичу Шварцу, который талантливо, честно и самоотверженно работал в литературе несколько десятилетий.
Первую книгу Е. Л. Шварц выпустил в 1925 году.
Писательскому дебюту предшествовала работа в театре, а затем - в детских журналах "Еж" и "Чиж". Всего у Шварца при жизни вышло огромное по нынешним меркам число книг - около шестидесяти, общим тиражом более двух миллионов экземпляров. В основном это были стихи и рассказы для детей - книжки небольшого формата по десять - пятнадцать страниц, в тонкой обложке.
Пьесы же печатались скудно, в лучшем случае замалчивались, а чаще подвергались сокрушительной критике.
Данный материал поможет грамотно написать и по теме о сказках Евгения Шварца.
Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Е. Л. Шварц был нелюбим властями предержащими и литературными чиновниками: писал он свободно, никогда не прислушивался к "руководящим указаниям".
Потому, наверное, первый драматургический сборник увидел свет только в 1956 году, в год шестидесятилетия писателя, причем без его лучшей вещи, "Дракона".
И до сих пор нет полного издания пьес и сценариев замечательного драматурга.
Созданный умной и доброй фантазией, мир Шварца сказочен и в то же время узнаваем.
Герои сказок похожи на нас, на наших соседей: глупый голый король и прелестная Золушка, благородный Рыцарь Печального Образа и жестокая Снежная Королева, дракон и тень, пытавшаяся стать человеком... Волшебное и реальное, фантастическое и будничное, повседневное существуют в сказках Шварца рядом, впрочем, как и в жизни,- недаром одна из лучших его пьес названа "Обыкновенное чудо". И как в жизни, в сказках Шварца великодушие, честность, смелость противостоят лжи и жестокости, лицемерию и фанатизму, подлости и трусости.
Но хотя в пьесах Добро побеждает Зло, в жизни, увы, случается часто наоборот.
Массовые убийства невинных людей, концентрационные лагеря, господство холуйской психологии и чудовищная демагогия, оправдывавшая злодейство тоталитаризма,- все то, что происходило на родине писателя в тридцатые - сороковые годы, когда были написаны его главные пьесы, во многом перекликалось с событиями в странах, где господствовал фашистский режим.
А самодовольное чудовище, упоенно рассуждающее о покорности своих подданных (знаменитый монолог из "Дракона" о "безруких душах, безногих душах, глухонемых душах... дырявых душах, продажных душах, прожженных душах, мертвых душах"), как оно напоминает "лучшего друга пионеров и чекистов", убежденного в абсолютной и вечной власти над умами и сердцами миллионов...
Но творчество Шварца питалось не только и не столько конкретной социальной реальностью родины писателя или стран фашистского блока - пьесы возникли из яростного отвращения сказочника к любому насилию над человеческой личностью.
Читатель и зритель Шварца запомнит - нельзя поддаваться драконам. И еще: противостоять Злу трудно, но отступать перед ним - подло.
Труднее же всего бороться с драконом в человеческой душе, со Злом, которое в нас самих.
Лучшие герои писателя, подобно рыцарям Круглого Стола (не случайно герой в "Драконе" назван Ланцелотом), готовы в любую минуту вступить в бой за справедливость, защитить слабого, прийти на помощь обиженному.
Все они разные, такие герои, но объединяет их благородство, мужество, самоотверженность.
И мы согласны с писателем - этим "волшебным свойствам никогда не придет конец".
Сколько раз творчество Шварца при жизни подвергалось проработкам, сколько раз чиновники от литературы указывали ему на "оторванность его сказок от жизни, нужд и интересов народа".
А одна из рецензий на "Дракона", вышедшая в 1944 году, называлась "Вредная сказка".
Но прошло почти полвека, и стало ясно, что Евгений Львович Шварц писал очень нужные сказки.
Нужные во все времена.

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )