Художественный текст, анализ

Художественный текст, анализ, анализ произведения



Художественный текст, анализ


Художественный текст, анализ.

Анализ художественного текста представляет собой особую литературоведческую дисциплину.
Практика аналитического рассмотрения отдельных произведений в их внутренней целостности образует область научного познания, в равной степени близкую как истории литературы, так и ее теории, но не сводимую ни к первой, ни ко второй.
В отечественной традиции впервые на это указал А.П. Скафтымов в начале 1920-х годов, увидев потребность в "теоретическом рассмотрении" отдельных произведений при изучении истории литературы.
О необходимости подвергать изучаемое произведение "эстетическому анализу" в 1924 г. писал М. М. Бахтин.
Значительный вклад в становление аналитического похода к литературным текстам внесли ученые, представлявшие так называемую формальную школу отечественного литературоведения
(Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, Б.В. Томашевский, В.М. Жирмунский, В.В. Шкловский и др.).
Однако их работы принадлежали по преимуществу к области теории литературы (теоретической поэтики).
Опыт квалифицированного литературоведческого анализа накапливался в работах Л.Я. Гинзбург, Г.А. Гуковского, Я.О. Зунделовича, А.В. Чичерина и др., но в целом советское литературоведение долгое время пренебрегало собственно анализом произведения в его художественной специфике, отдавая предпочтение идеологическим интерпретациям и объяснениям, социально-историческому комментированию текстов.
Мощный импульс обновления всей сферы духовной жизни в 1960-е годы ознаменовался, в частности, появлением новаторской для своего времени статьи М. М. Гиршмана, но только в 1970-е годы эта сторона науки о литературе получила в СССР официальное признание.
В 1972 г. вышли в свет пособия Б.О.Кормана и Ю.М.Лотмана, оказавшие существенное влияние не только на практику университетского преподавания филологических дисциплин, но и на академическую науку.
В 1976 г. Академия наук (ИРЛИ) опубликовала коллективную монографию "Анализ литературного произведения".
Знаменательной вехой явилась проведенная в 1977 г. кафедрой теории литературы Донецкого университета представительная Всесоюзная конференция "Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы".
Активное обсуждение методологии литературоведческого анализа продолжалось и далее; широко публиковались статьи, посвященные монографическому анализу конкретных произведений, выходили многочисленные сборники таких статей.
Во многих провинциальных университетах (раньше, чем в столичных) анализ художественного текста стал одной из ключевых дисциплин в профессиональной подготовке филолога.
Наконец, в "Литературном энциклопедическом словаре" 1987 г. за анализом художественного текста был закреплен статус самостоятельной области литературоведческого познания.
Однако и до сего времени эта дисциплина преподается отнюдь не повсеместно, а значительное количество профессиональных читателей (литературоведов, критиков, учителей литературы) не владеет методологией литературоведческого анализа в полной мере.
В действительности далеко не все, что именуется "анализом произведения", таковым является.
Нередко так называют проблемные рассуждения о произведении с обильным его цитированием и указанием на отдельные "приемы"; или различного рода комментирование текста; или его лингвистический анализ, при котором художественная реальность произведения остается в принципе скрытой, как и при последовательно социологическом или психоаналитическом подходе.
Но и в случае преследования собственно литературоведческой цели "рассмотреть художественное целое как единый, динамически развивающийся и вместе с тем внутренне завершенный мир" всегда имеется, как справедливо отмечает М.М. Гиршман, опасность подмены подлинного анализа либо "механическим подведением различных элементов под общий смысловой знаменатель (единство без многообразия)", либо "обособленным рассмотрением различных элементов целого (многообразие без единства)".

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )