"Маленький человек", анализ повести Сологуба

"Маленький человек", анализ повести Сологуба, анализ произведения



"Маленький человек", анализ повести Сологуба


"Маленький человек", анализ повести Сологуба.

По произведению Ф.Сологуба, поэзия серебряного века.
Повесть Сологуба отражает в названии несколько контекстов.
Литературное вспоминание, обозначается в заглавии, соотнесена с известной традицией русской классической литературы -
представление социального типа "маленького человека".
Но эта повесть является по своей жанровой специфике сатирической и фантастической, поэтому метафорический смысл теряется,
так как слову "маленький" в этой повести возвращается его первоначальное значение - "небольшой по размеру".
Повесть: помимо основной сюжетной линии, есть побочные; повесть фантастическая: встреча с мистическим героем, сцена превращения; элементы комического позволяют говорить о том, что это еще и сатирическая повесть.
Ф. Сологуб следует традиции изображения "маленького человека", представляя жизнь третьего сословия.
Использование приемов фантастического изображения задано темой превращения.
Не сатирическое, а ироническое осмысление проблемы социального неравенства и духовной бедности человека лежит проблема.
Пародийное изображение "маленького человека".
Сологуб в ироническом ключе представляет историю отношения русской классической литературы к определенному социальному типу.
Положение "несчастного" чиновника представлено в комической форме. Но если в повести Гоголя именно молодой человек только и мог пожалеть Акакия Акакиевича, то в произведении Сологуба, напротив, "на службе, в департаменте, сначала косились, смеялись. Особенно молодежь - Потом стали ворчать. Выговаривать".
"Город - лабиринт" отражает тему "униженных и оскорбленных" Достоевского, но у Сологуба она лишена пафоса сострадания.
Мрачный Петербург не противостоит миру героя, он играет роль лишь фантастической декорации, представляющей встречу Саранина с армянином. Чеховское "перенесение акцентов со среды на человека" в разработке образа "маленького человека" проявляется лишь в парадоксальных сюжетных ситуациях и мотивах, например, в изображении социально неравного брака (он - служащий, она - купчиха) и в "футлярной жизни", доведенного до абсурда.
В этой повести концентрическая система образов - персонажей.
Главные герои произведения - Саранин Яков Алексеевич и его жена Аглая Никифоровна.
Именно их взаимоотношения составляют основной конфликт повести.
Другие персонажи (армянин, мальчик, сослуживцы) составляют только второстепенные сюжетные линии.
Композиция сюжета: экспозиция - представление героев; завязка - сцена, где герой выпивает предназначенное для жены чудо - средство; кульминация - предложение представителя фирмы "Срегаль и К0" выгодной сделки; развязка - исчезновение героя;
Композиционные особенности: членение главы не обусловлено завершенностью повествования и не отражает динамику развития сюжета; важную функцию в организации повествования выполняют различные виды диалога: внутренний монолог графически выделяются привычками; традиционное диалогическое построение фабульных сцен.
Поэтические штампы ("злой рок", "трагическая вина"; портрет загадочного мальчика является пародией на романтическую демоническую внешность); сатирическая ("Аглая уже получает по тысяче в месяц. У Аглаи завелись и еще отходы. И знакомства. И любовники. И бриллианты. И экипажи. И дом. Аглая весела и довольна. Она раздобрела еще больше.
Носит башмаки на высоких каблуках. Выбирает шляпки гигантских размеров"); литературные воспоминания ("Мирный чиновник, проживший тихо и бесцветно треть века, ощутил вдруг в себе душу предприимчивого и свободного охотника диких пустынь, - героя Купера или Майн Рида"); каламбуры ("- думал, что женился по любви - к ней и к приданому").

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )