Анализ комедии Островского "Лес"

Анализ комедии Островского "Лес", анализ произведения



Анализ комедии Островского "Лес"


Анализ комедии А.Н. Островского "Лес".
1.
Идейно-художественный смысл заглавия пьесы. Заглавие вводят в произведение любого жанра. В чем его своеобразие в драматургии? Название пьесы не стремится к полноте охвата жизненного материала, как в эпическом произведении, где заглавие подчас как бы приглушает, вбирает его основную идею, чтобы подчеркнуть значимость изображения действительности во всей ее полноте.
Заглавие в драматургии не дает, подобно лирике, предельно обобщенного и личностного названия (вплоть до частого в поэзии отказа от заглавия). В пьесе заглавие более откровенно, целеустремленно ведет к самому зерну центрального конфликта, сгущает смысл произведения, нередко концентрируя его вплоть до афоризма, до пословицы, до "сентенции". Поэтика заглавия преломляет и общую особенность драматургии - ее двуплановость, ее символичность.
В пьесе заглавие "Лес" заведомо настраивает на оценку главного конфликта в перспективе онтологических ценностей - этот импульс затем в ходе пьесы реализуется в сквозном мотиве купли-продажи леса как житейской ситуации, как социальной коллизии смены дворянского господства купеческим, как философского осмысления "экологии души".

2.
Наиболее специфичный признак жанра драмы - своеобразие в ней действия: в пьесе все реплики, монологи, диалоги, полилоги, подробности, факты, события в отдельных сценах, явлениях и актах сопрягаются в единый целостный конфликт, в сквозное "сценическое действие".
В первом же явлении пьесы "Лес", в первом же диалоге воспитанница - бесприданница Аксюша, вызванная барыней для разговора, спрашивает слугу Карпа о продаже леса госпожой: она робко надеется на приданое - то есть первые же реплики, связанные только с конкретной локальной ситуацией, а и с общей, подготавливаемой коллизией купли-продажи леса. На возможное приданое зарится недоучка-гимназист Буланов, готовый жениться по выгоде. С другой стороны, с куплей леса связывает сватовство своего сына к Аксюше купец Восмибратов, надеясь урвать лес в приданое.

3.
Выразительным средством характеристики героя в драматическом произведении могут быть косвенные способы его представления - таким в 1 действии выступает письмо Несчастливцева, его комментарии всеми героями пьесы. Чтение письма племянника, рисующего его рыцарскую идеализацию "любящей тетушки" и комментарии к нему, в которых сентиментальная самоаттестация себя как благодетельницы бедного родственника-воспитанника опровергается фактом ограбления наследника, создает еще одно контрастное соотнесение, которое завязывает еще одну главную сюжетную линию пьесы: столкновение Гурмыжской и Несчастливцева.

4.
Уже в 1 действии не только воссоздана обстановка в усадьбе "Пеньки", не только происходит знакомство с ее обитателями и гостями, - но подготавливается конфликт пьесы в целом: каждая реплика, каждая подробность оказывается проекцией общего конфликта пьесы. Специфика "сценического действия" в драме заключается в том, что хотя действия в ней предстают в момент их свершения, в самом ходе их - но при этом они преломляют конфликт пьесы в целом: драму отличает более сокращенный, более целеустремленный путь каждой сцены к центральной ее коллизии.

5.
Если в эпическом произведении основную ткань повествовательного языка составляет авторская речь, то в образной системе драмы всегда доминирует речевая характеристика: в драматургии "для писателя художественное слово - это основное и даже единственное средство развития драматического действия. В пьесе все совершается посредством слова..." (В. Успенский).
Эта особенность драмы нашла классическое воплощение у "чародея слова" (М. Горький) Островского. Он является создателем "речевого театра", в котором "всякое прочее действие, всякая сценичность, мимика должны служить только легкой приправой литературного исполнения, действия в слове... " (И. А. Гончаров). Пьесы Островского - это не пьесы-интриги, а пьесы социально-психологических характеров, и потому речи героев обычно раскрывают не только какую-то из перипетий конфликта, но и являются средством их автохарактеристики, раскрывая их потаенную сущность, глубинные процессы их сознания, особенности их мышления, эмоций и чувств.

6.
Одним из важнейших путей анализа драматического жанра является рассмотрение в нем расстановки персонажей: соотношение действующих лиц - одно из наиболее эффективных средств воплощения авторской позиции.
Осмыслим соотнесение образов в 1 и 2 явлениях - эти первые сцены пьесы явно выстроены по принципу параллелизма: здесь слуга Карп вступает поочередно в диалог с Аксюшей и Булановым, проявляя при этом принципиально различное отношение к их просьбам.
Через однозначные ситуации наглядно проявляется контрастность характеров молодых героев: бескорыстный, чистый облик Аксюши и корыстный, циничный тип Буланова. Эти диалоги проявляют в наглядном соотнесении и сюжетные линии пьесы: стремление к счастью Аксюши, погоню за богатством Буланова.
Но не только это призван проявить зачин пьесы этой "рифмой" ситуаций: Аксюша просит Карпа передать кому-то записку, Буланов повелевает слуге набить папиросы; первую просьбу Карп выполняет, хотя понимает, что она противоречит интересам барыни, вторую просьбу, несмотря на угрозу нажаловаться барыне, он отказывается выполнить.
Этот параллелизм однозначных ситуаций позволяет ярко проявить авторскую позицию: имущественное положение героев, всевластие хозяев жизни и полная зависимость от них тесно связаны с нравственными проблемами: Карп помогает Аксюше не потому, что она бедна; - ведь и Буланов беден, и не потому, что Аксюша ближе к слугам, чем Буланов, который рвется в круг богатых, - ведь и Улита тоже слуга, а Карп так шпыняет ее. Не социально-имущественное положение определяет, кому и как служит Карп, а нравственные, народные заповеди морали - и этот "ключ" к предстоящему конфликту дает прием параллелизма в расстановке персонажей.
Сцепление, соотношение, расстановка персонажей, их взаимное освещение, на котором построено 1 действие драмы, становится одним из самых важных путей раскрытия замысла пьесы в последующих актах.

7.
"Сценическое действие" в пьесе выражается не только во внешнем действии, не только в высказывании, но и в умолчании, в многозначительном взгляде, красноречивом жесте, тайном побуждении - отсюда важность анализа в драматическом произведении "несловесных средств художественной выразительности", пауз, реплик в сторону, непроизвольных жестов и т.п., выражаемых ремарками.
Чрезвычайно эффективна эмоционально-смысловая нагрузка ремарок 7 явления 1 действия, в диалоге Гурмыжской и Аксюши.
Аксюша говорит "потупя глаза", "тихо"; Гурмыжская произносит свои реплики, дважды сопровождая их авторской ремаркой: "со смехом"; последнюю реплику перед своим уходом несломленная, принявшая вызов Гурмыжской Аксюша произносит, "взглянув ей в глаза".
Хотя в этом явлении героини пока не проявляются в поступках, оно насыщено "сценическим действием" - и чрезвычайно ярко суть характеров ее участниц и конфликтные узлы проявляются в ремарках.
Экспозиция пьесы выполняет не описательно-информационную цель, сообщая место действия и сведения о персонажах, а имеет действенный характер: она обнаруживает противоречия интересов героев, контраст их стремлений, несовместимость их нравственных качеств - тем самым намечая конкретные, ясные мотивировки конфликтов, предсказывая борьбу действующих лиц, завязывая сюжетные линии.
Завязка носит распространенный, многофункциональный и потому задержанный характер. Она ввела одного за другим героев, представила главные, сюжетообразующие персонажи, дала им первоначальные, предварительные характеристики. Она произвела расстановку действующих лиц, наметила два враждебных друг другу лагеря: Гурмыжской и Несчастливцева.
Правда, пока Несчастливцев еще не вышел на сцену, но он ярко и оригинально охарактеризован через публичное чтение его письма, которое предвещает конфликт с ним как основным героем. И предстает он не только в противоречии с корыстными притязаниями Гурмыжской - но как носитель донкихотства, как предвестие борьбы романтического мироощущения и трезвого, прагматического существования.
Первое действие намечает очень емкий, широкий охват житейской повседневности провинциальной усадьбы, включает колоритные жанровые картинки, нравоописательные оценки - то есть рисует определенную общественную среду, ее нравы и обычаи, придавая пьесе черты этологического жанра.
... Вокруг купли-продажи леса завязывается сложный узел вожделений, противоречий, интересов. Этот торг фокусирует в себе социально-исторический конфликт эпохи - разорение дворянства и утверждение идущего ему на смену господства купечества - пьеса обретает характер социально-бытовой драмы.
Но социальный конфликт на глазах перерастает в нравственно-психологический: сталкиваются герои с высокой душой и люди с низменными побуждениями - бескорыстные и хищники, прямодушные и лицемеры, идеалисты и прагматики, романтики и циники.
Чувства и стремления героев глубоко мотивируются, укореняются в характерах и обстоятельствах - социально-бытовая направленность пьесы совмещается с ее психологической глубиной, с достоверностью чувств, эмоциональной насыщенностью.
Вполне конкретные житейские коллизии, связанные с мезальянсом барыни, со стремлением к счастью юной Аксюши, и коренные социальные процессы вырастают в столкновение добра и зла, в борьбу высших духовных ценностей и низменных плотских побуждений - драматург постепенно переходит к общечеловеческим проблемам, к вечным идеалам: первое действие задает пьесе философское обобщение.
Сплав трагического начала с гротесковыми, фарсовыми чертами придает многогранному жанру оригинальный, впечатляющий сценический характер комедии.
И все это богатство содержания первого действия приоткрывается, как мы видели, если подходить к его анализу с учетом специфики драматического жанра:
- уловить авторскую установку на тесную связь с центральным конфликтом, на символическое наполнение заглавия пьесы;
- уяснить смысл авторских характеристик героев в "афише";
- осмыслить символическое значение замкнутого художественного пространства в назначении местом действия усадьбы "Пеньки";
- вслушаться в голоса действующих лиц, ощутить самую стилистику их речевых партий, открывая в них выразительный способ автохарактеристики;
- уловить в каждой реплике, монологе, диалоге героев их связь не только с локальной ситуацией, но и с центральным конфликтом, осмыслить речевые партии героев как "строительный материал" сюжетных линий;
- осознать расстановку героев, соотношение персонажей как эффективный способ развития конфликта;
- проникнуть в подтекст ремарок пьесы;
- воспринять завязавшиеся в первом действии коллизии как начальные звенья сюжетных линий, уходящих в последующие акты, перекличка некоторых сцен, явлений, эпизодов, героев создает особую целостность единого "сценического действия" - феномен жанра души.
Далее расширяем понятие о многогранности жанра пьесы, углубляясь в развитие конфликта - его перипетий, слияния в нем сюжетных линий, связывающих Несчастливцева с Булановым, Восмибратовым, Аксюшей; является ли их движущей силой купля-продажа леса? Акцентирует ли Островский роль Несчастливцева как законного претендента на долю наследства?
Лес выступает в пьесе не только как "джунгли жизни", где пускают корни разнузданные низменные инстинкты, где гнездятся хищнические интересы. Натерпевшись лишений и гонений в скитальческой юдоли бродячего актера ("Ох, походы, походы..."), трагик Несчастливцев живет иллюзиями о том, что его тетушка питает благочестивые помыслы и, удалившись от мира в тенистое свое уединенье, благородно творит добро; он является в родное дворянское гнездо - и что же обнаруживает? В этом благополучном мире устроенность, сытость, покой построены на пошлости, эгоизме, лицемерии.
Натура артистическая, импульсивная, Несчастливцев приносит в этот затхлый мир все богатство духовных ценностей высоких трагедий, с ролями которых он слился, он нравственно бескомпромиссен, жаждет справедливости и благородства. Но эти ценности здесь попираются - и он, наивно сравнивающий себя со львом, страстно обличает этот мир как "лес", "дремучий сыр-бор", а обитателей его как гадов и крокодилиц. Отвергнув этот мир дикости и ханжества, эгоизма, пошлости, он отправляется в широкий мир жизни - нищим, но свободным. "Горе от ума", карета, которая увозит искать по свету, где "оскорбленному есть чувству уголок" - извечный финал русского правдолюбца.

8.
Конфликт высокой поэзии романтически-возвышенных помыслов и низменной прозы прагматически-житейских побуждений в пьесе срастается с конфликтом искусства в меркантильном мире - здесь сталкивается пошлое комедианство с магией Театра. Тут все герои либо "актеры" в жизни, либо "режиссеры".
Гурмыжская словно разыгрывает свой спектакль: одну за другой меняет маски, многообразно и динамично варьируя "роли" - вот она, распаленная страстью, скрывается под маской благочестия, ну просто монашенка; вот, скупая и эгоистичная, выступает под личиной благодетельницы, лицедейно уверяя, что всем ее деньгам хозяин любой несчастный; вот прикидывается любящей тетушкой, хотя в следующий момент готова прогнать нищего племянника, толкает подопечную сироту к самоубийству. Как ловко она распределяет роли, как уверенно предписывает амплуа всем окружающим в своей салонной комедии.
Поистине пошлая комедиантка - да только ей ли, "дилетантке", "переиграть" истинного актера, Несчастливцева? ее фиаско перед лицом его игры предрешено: Ах, какой он спектакль на наших глазах режиссирует! Он, с его высокими романтическими порывами, разыгрывает, конечно, не фарс - он "ставит" трагедию "под Шекспира". Правда, он порой сбивается на мелодраму - и, конечно, комичен, когда входит в роль рыцаря, вступающегося за "прекрасную даму" перед сарацином, ведь мы-то уже знаем ее как скупую хищницу, а врага ее - как такого же купчину.
Все-таки - казалось бы, какими клещами можно вырвать у Восмибратова эту нагло присвоенную тысячу - но вот Несчастливцев своим наивным театральным розыгрышем, во всеоружии бутафорских орденов и гнева праведного - "подвигнул" и его на широкий театральный "жест" возврата денег, которые тут же рыцарски отдает Гурмыжской. А какой "спектакль" разыгрывает он в финале, прямо на наших глазах вдохновенно театрализуя действо, чтобы дать возможность тетушке как можно эффектнее публично сыграть роль благодетельницы, спасти бедную родственницу от омута.
Правда, этот Дон-Кихот не рассчитал, что в этом мире не способны на благородный порыв... он в отчаянии бьет в грудь кулаком и - о, чары театральности! - натыкается на "конфискованную" тысячу - вот где простор для новой роли Несчастливцева, к которой он как будто шел всю жизнь, как будто сам сочинил ее, а жизнь в нее вдохнула живую душу. Тут уж не гремучие эффекты сценических приемов - тут на глазах свершается рождение великого трагического Артиста - с каким высоким благородством он подносит этот щедрый дар бесприданнице, какой достойный урок нищего актера богатой помещице, какое полное отмщенье жертв всесильным "погубителям", какое нравственное торжество добра над посрамленным злом!
Над самой бездной стояла юная Аксюша - явился актер и магией театра, чарами искусства спас жизнь. Вот где над пошлым житейским комедианством торжествует театральность, вот где триумф Искусства, апофеоз Театра!
Свою роль - "под Мольера" - играет и Аркашка Счастливцев. Как он оскорблен тем, что Несчастливцев предлагает роль своего лакея - но, согласившись, "по-товарищески", он тут же берет реванш, спасаясь своим профессиональным оружием - представляясь Сганорелем, каламбуря над именем Карпа, изобретательно называя его то Сазаном, то Окунем, то Налимом Савельевичем, и далее разыгрывает свою комическую партию, как бы играя сам с собою.
В финале отправляются по проселочным дорогам России бродячие актеры, готовые нищенствовать, но "не снашивать здесь душу", с сильными чувствами и яркими впечатлениями - уходят в поиски мира Искусства.

Таким образом, пьеса представляет собой сложный жанровый синтез. Социально-бытовой конфликт, связанный с куплей-продажей леса, как явлением социально-исторического процесса смены разоряющегося дворянства утверждающимся купечеством сливается с конфликтом нравственно-психологическим: лес становится мерилом чувств и судеб героев; наконец, конфликт разрастается в философском плане, превращаясь в столкновение понятий о смысле существования. Трагическое начало в пьесе оригинально сплавлено с комическим. Неповторимое своеобразие жанру пьесы придает мотив театра в театре.

Анализ комедии Островского "Лес"



Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )