Олимпиадные задания по литературе 11 класс




Олимпиада по литературе 11 класс

Олимпиадные задания по литературе 11 класс

Олимпиадные задания: История и теория литературы, культура


1. Определите название произведения и его автора по описанию усадьбы и ее окрестностям.

1. Потом я повернул на длинную липовую аллею.
И тут тоже запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени.
Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка.
Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце.

2. Въехали в фабричные ворота.
По обе стороны мелькали домики рабочих, лица женщин, белье и одеяла на крыльцах.
"Берегись!" - кричал кучер, не сдерживая лошадей.
Вот широкий двор без травы, на нем пять громадных корпусов с трубами, друг от друга поодаль, товарные склады, бараки, и на всем какой-то серый налет, точно от пыли.
Там и сям, как оазисы в пустыне, жалкие садики и зеленые или красные крыши домов, в которых живет администрация.
Кучер вдруг осадил лошадей, и коляска остановилась у дома, выкрашенного заново в серый цвет; тут был палисадник с сиренью, покрытый пылью, и на желтом крыльце сильно пахло краской.

3. Сад у тетки своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом -- крышей.
Стоял он во главе двора, у самого сада, -- ветви лип обнимали его, -- был невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, -- так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени.
Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, -- окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами. А по бокам этих глаз были крыльца, -- два старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби, между тем как тысячи воробьев дождем пересыпались с крыши на крышу...
И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом!

4. Мужики завели лошадей во двор.
Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошечки боярской избы.
Туда, в хоромы, вело крыльцо с крутой лестницей.

Красивое крыльцо резного дерева, крыша луковицей. Выше крыльца - кровля - шатром, с двумя полубочками, с золоченым гребнем. Нижнее жилье избы - подклеть - из могучих бревен.

5. Четырнадцать пар быков, косяк лошадей, матки с Провальских заводов, полтора десятка коров, пропасть гулевого скота, гурт в несколько сот овец. Да и так поглядеть есть на что: дом не хуже моховского, о шести комнатах - под железом, ошелеван пластинами. Дворовая служба крыта черепицей, нарядной и новой; сад - десятины полторы с левадой. Чего же еще человеку надо?

2. Прочитайте строки русских поэтов, посвященные Москве.
По характерным особенностям стиля определите авторов этих стихотворных строк.

Упоительно встать в ранний час,
Легкий след на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.
Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро – как прелесть твоя.

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы…

Семь холмов – как семь колоколов,
На семи колоколах – колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, -
Колокольное семихолмие!

Не диво ль дивное, что вертоград нам снится,
Что реют голуби в горячей синеве,
Что православные крюки поет черница:
Успенье нежное – Флоренция в Москве.

Как по левой руке – пустырь,
А по правой руке – монастырь.
А напротив – высокий клен
Ночью слушает долгий стон.

1. Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению С. А. Есенина «Возвращение на родину».

2. Назовите спектакли, поставленные в Московских театрах на сюжеты произведений М.А. Булгакова при жизни автора.

3. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Контекст».

4. Составьте сборник избранных произведений писателя - участника Великой Отечественной войны. Напишите вступительную статью к этому сборнику.

Олимпиада с ответами по литературе 11 класс