Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи

Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи

Сочинение на тему: Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи



Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи


Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи.

В чем же состоит художественное мастерство писателя, который сумел раскрыть идейные противоречия эпохи в романе.
Для произведения характерны лаконичность, сжатость.
Тургенев отбирает небольшое количество эпизодов, но все они необходимы для характеристики главных и второстепенных героев.
Например, используя вставной эпизод (рассказ Аркадия о жизни своего дяди), Тургенев сразу решает три задачи: характеризует пустую, бесцельную жизнь Павла Петровича, подмечает непрочность увлечения Аркадия нигилизмом, восхищается прямотой, силой убеждения Базарова.
Меня пленяет в этом произведении все: и стройность композиции, и мастерски обрисованные портреты героев, их язык... А пейзаж!
Ведь общепризнанно, что Тургенев - непревзойденный мастер пейзажа.
Основным приемом в раскрытии портретов, характеров и убеждений героев у Тургенева является антитеза.
Кажется, что этот прием Иван Сергеевич доводит до совершенства.
Как можно забыть высокого Базарова, его "огромный лоб", "просторный череп", длинные волосы (признак демократизма в то время), его "красную руку", не знавшую перчаток!
Сразу видно, что это человек большого ума, небогатый, знакомый с трудом. А его противник Павел Петрович, генеральский сын, изнежен, избалован жизнью. Чего стоят его руки, белые, как у женщины, с розовыми ногтями, его тугие воротнички, его породистое лицо. Кирсанов, как и Базаров, умен, но это не отражается в его портрете. Евгений, человек дела, поборник естествознания, мало обращает внимания на свою "одежонку".
Павел Петрович же много времени проводит за своим туалетом. И нас сегодня немного смешат его "фесочка", "лаковые полусапожки" и прочее, как в свое время они смешили Базарова.
Вообще же писатель тонко пользуется таким приемом, как ирония.
Контрастность героев в сочетании с ней проявляется и в манере их речи.
Внутренний мир героев раскрывается больше всего в спорах-диалогах, хотя встречаются и внутренние монологи, в которых автор выступает замечательным психологом (этот прием более характерен для поздней литературы, особенно для Достоевского и Толстого). 10-я глава романа посвящена такому спору.
Павел Петрович вышел к вечернему чаю, уже готовый к бою с "господином нигилистом", весь "горел от нетерпения", хотя и обещал брату "не позабыться". Базаров же отвечал ему "ленивым голосом". Этих деталей достаточно, чтобы понять отношение друг к другу "отцов и детей".
Писатель только отмечает, что победа осталась на стороне более сильного противника, поэтому Павел Петрович не сдержался.
Но, конечно, яснее всего выражаются идейные противоречия эпохи в самих спорах.
Лаконично, как это вообще свойственно ему, Тургенев сумел выразить в спорах между Базаровым и другими героями разные точки зрения на волнующее общество вопросы: о русском народе и его судьбе, о путях развития страны, об отношении к существующим порядкам, о семье, о браке, об искусстве.
Эти вопросы разделяли тогдашнее мыслящее общество на революционеров-демократов, либералов и консерваторов.



Сочинения на все темы школьной программы