Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"



Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"


Базаров и Аркадий, сравнительная характеристика.
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Сравнительная характеристика героев.
План сочинения:
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2. Что общего между героями:
в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
в социальном (материальном, профессиональном) плане;
в отношении с окружающими людьми.
3. Что отличает двух героев.
4. Для чего автор сравнивает этих героев.
5. Отношение автора к героям.
6. Ваше отношение к данным персонажам.

В романе "Отцы и дети" Тургенев ставит проблемы разного характера: любви и понимания, разногласия поколений отцов и детей...
Затрагивает он и тему дружбы истинной и мнимой.
Так, другом главного героя, Базарова, уже с первых страниц произведения считается Аркадий Кирсанов.
Но уже в начале мы понимаем, что они разные люди.
Каков же Аркадий по своему характеру?
По своим взглядам на жизнь Аркадий относится к лагерю "отцов".
Правда, он искренне увлекается теориями Базарова, стремится подражать ему и выдаёт себя за такого же "правоверного", как и его приятель.
Впрочем, герой часто забывает о своём "нигилизме", о своей новой роли.
Аркадий обнажает свое идейное родство с отцами.
Он то и дело защищает их: пытается убедить Базарова, что Павел Петрович - "золотой человек".
Он упрекает Базарова в том, что тот резко обошёлся с Павлом Петровичем и оскорбил его: "Он глубоко несчастен, презирать его грешно".
Наконец, Аркадий совсем освобождается из-под чуждого ему влияния Базарова и находит своё душевное успокоение с младшей сестрой Одинцовой.
Отдельными тонкими штрихами Тургенев раскрывает процесс "перевоспитания" Аркадия Катей.
Это процесс его превращения из случайного попутчика нигилиста Базарова в благовоспитанного, либерального помещика, не осмеливающегося даже громко произнести тост за своего бывшего товарища. Мне кажется, был прав Д.И. Писарев, сравнивая Аркадия с куском чистого и мягкого воска: "Вы можете сделать из него всё, что хотите, но зато, после вас, всякий другой сможет сделать всё то, что этому другому будет угодно". Согласно прогнозу критика, из Аркадия в перспективе мог бы выйти не более, чем "расформированный Манилов". Таков Аркадий.
Базаров же - совершенно противоположная ему по характеру личность. Этот человек принадлежит лагерю "детей", и не по возрасту, а по своим идейным убеждениям. Базаров - сильный человек, имеющий определённый кодекс чести, морали и принципов, отстаивать которые он готов, несмотря ни на что. Этот герой привык преодолевать трудности, возникающие у него на пути, и руководствоваться лишь своими идеями.
В отличии от Аркадия, который, попав под влияние Базарова, начал увлекаться нигилизмом, главный герой искренне убеждён в правильности своих взглядов. В споре с "отцами" (Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми) Базаров не позволяет им убедить себя в правильности их убеждений. Он, по своему характеру, не может принять "чужую правду", пусть она даже и будет частично верна. Выбрав однажды свой жизненный путь, Базаров следует ему до конца.
Как видим, Аркадий и Базаров - это совершенно разные люди. Аркадий умеет идти на уступки, приспосабливаться, подстраиваться и , в конечном счёте, он устраивает свою судьбу. Базаров же из-за своих жизненных принципов подвергается душевным терзаниям. Но это было неизбежно.
Основа острого конфликта, выявление основных противоречий между Аркадием и Базаровым раскрывается в их диалоге. "Ваш брат - дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь - и уже воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим".
Неслучайно это место в романе привлекает внимание исследователей творчества Тургенева (например, Бродского). Некоторые критики считали, что сцена "прощания Базарова и Аркадия - это исторически точное воспроизведение разговоров двух общественных классов накануне "крестьянской реформы".
Действительно, как могут быть друзьями люди разных классов? Базаров, наделённый более сильным характером, постоянно подавлял Аркадия. Он относился к нему снисходительно, покровительственно: "Ах, да! Птенец этот. Нет, ты его не трогай. Он теперь в палки попал", - говорит главный герой о своём мнимом друге.
Почему так? Возможно, потому, что Базаров видит лишь внешнюю оболочку человека и плохо разбирается в тонкостях души.
Вспомним, ведь он экспериментатор, человек, отрицающиё всё "нематериальное", духовное.
Потому Базаров и считает Аркадия просто более молодым, ещё наивным и простодушным человеком.
Но мы-то теперь понимаем, что он совсем другой.
Итак, перед нами два совершенно разных типа героя.
Евгений Васильевич Базаров - целеустремлённый, принципиальный, никогда "не сознающий своих позиций" человек, с одной стороны.
И Аркадий Кирсанов, не умеющий отстоять свою точку зрения (да у него её и нет), слабый, влекомый, с другой.
Тургенев специально сталкивает этих двух героев, возводит их в "ранг друзей", чтобы ещё резче подчеркнуть эти различия между ними,
различия не только отдельных личностей, но и двух поколений - "отцов" и "детей".


Сочинения на все темы школьной программы