Тынянов: Восковая персона. Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?

Ю.Н. Тынянов: Восковая персона

Сочинение на тему: Что больше всего беспокоит умирающего Петра I? Ю.Н. Тынянов: Восковая персона



Ю.Н. Тынянов: Восковая персона


Ю.Н. Тынянов: Восковая персона.
Сочинение: Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?

Что больше всего беспокоит умирающего Петр
Умирающего Петра I более всего терзает мысль о том, что некому ему доверить свой "немалый корабль" - Россию.
Он верно оценивает и силы и интересы своих близких.
Сам он трудился для отечества, у других такого желания нет.
Сопоставьте размышления Петра и Данилыча, герцога Ижорского.
Каким предстает в этой главе Меншиков? Что беспокоит его? О чем он думает?
Какие детали в его портрете подчеркивает автор?
Меншиков прежде всего - накопитель, жадный до всякого нового приобретения, целиком подчиненный этой страсти.
Собственная жадность удивляет самого Данилыча: "Чем боле володею, тем боле рука горит..."
Портрет Меншикова нарисован бегло: "У него был нос вострый, пламенный, и сухие руки".
Но владевшее им чувство собственника, постоянно пекущегося о своих владениях, автор описывает достаточно подробно: и как он любил, чтобы все огнем горело в его руках, и как размышлял о своих бесчисленных владениях.
Как изменяется настроение Данилыча, когда ему говорят о близкой смерти императора?
"Данилыч почувствовал легкий озноб и потрясение... Он почувствовал восторг, что как бы восторгают его над полом и он как бы возносится в воздухе над своим состоянием. Все переменилось в нем".
Обратите особое внимание на как бы подслушанный автором предсмертный бред Петра.
Какие чувства охватывают вас при чтении этих страниц?
Как удается Тынянову вызвать у читателя эти чувства?
Читатель почти слышит предсмертный бред Петра.
Сначала это наблюдение за рисунками на лазури печных изразцов, затем - общение с картинами, которые украшают кафельные плитки.
"И прощай, море, и прощай, печь".
И затем, в этом предсмертном бреду, - прощание со всем, что всплыло в памяти благодаря рисункам печных изразцов.
Сколько раз умирающий произносит слова "Прощай!", "Прощайте!"... И потом "он плакал без голоса в одеяло".
Проследим за движением мыслей Петра. Как воспринимает он "синие голландские кафли", на которые смотрит?
Какие мысли возникают у него?
Какое слово повторяется как рефрен?
Почему оно выделено автором в особую строку?
Предсмертные мысли Петра прослежены очень точно.
Мы уже попытались наблюдать за тем, как это сделано в тексте.
Рисунок на плитке вызывает воспоминание, а оно пробуждает мысли о том, что было, что нужно бы сделать, что не сделано.
И каждое решение выделяется в отдельную строку.
Такая разбивка строк помогает услышать ритм чередования мыслей и воспоминаний в сознании Петра I.
Мысль Петра развивается не столько логически, сколько эмоционально; воспоминания всплывают одно за другим.
Чем дороги ему эти воспоминания? Что делает образ Петра не только величественным, но и трагическим?
Быстрая смена картин и возможность их связать воедино помогают представить и широту интересов умирающего человека, и глубину, силу его чувств, и масштаб его личности. Сразу же становится очевидным и размах свершений и отсутствие рядом того, кто хотя бы смог это понять.
Вся пятая часть главы пронизана лиризмом, читается как стихотворение в прозе. Попробуйте ее так прочитать.
При подготовке исполнения пятой части первой главы стоит подумать о том, как передать ритм следования мыслей и чувств Петра, как заставить себя показать не только смену эпизодов, но и общий настрой этого повествования, взволнованного, несущего ощущение безнадежности, трагичности.
О каких "великих утайках" первых людей государства идет речь во второй и шестой частях главы?
Почему Петру не на кого оставить тот "немалый корабль", которому отдана вся жизнь?
Нам не так уж важна суть "великих утаек" первых людей государства.
Важно то, что все эти "утайки" никак не помогали прочности "немалого корабля", которому отдал жизнь Петр.
Мелочь эгоистических решений противостоит масштабу государственных интересов, которыми жил Петр I.



Сочинения на все темы школьной программы