Сочинения для подготовки к егэ по русскому языку


В чем нравственная сущность памяти?


Сочинение: В чем нравственная сущность памяти?

Известнейший публицист и ученый Д. С. Лихачев затрагивает в своем тексте проблему нравственного значения памяти.

Вопрос этот для человечества вечный. Кто только из философов, писателей, поэтов не размышлял о нем! По меткому замечанию А. С. Пушкина, народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего…

Проблема, рассматриваемая автором, очень злободневна. Как часто дома и в школе мы слышим от старших призывы не быть «иванами, не помнящими родства»…

Д.С.Лихачев, рассуждая о том, что памятью обладает и лист бумаги, и камень, и некоторые растения, и, конечно, человек. Автор приходит к выводу, что память для человека имеет нравственное значение. Д.С.Лихачев ставит знак равенства между вечными человеческими категориями: совесть и память. Великий гуманист современности дает в своем эссе мудрые советы, как «воспитаться в моральном климате памяти».

Я разделяю точку зрения автора в том, что память имеет огромное нравственное значение.

Вспоминаю рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет», особенно заключительные строки его о деревенских фотографиях, по мнению автора, этой своеобычной летописи нашего народа, настенной его истории.

К проблеме памяти, как нравственной категории, обращаются и мои современники, авторы альманахов «Вдохновение», выпускаемые Министерством образования края. В одном из них нахожу стихотворение школьницы из Ставрополя, отрывком из которого и хочу закончить свою работу:

Не забыть того, что было,
Не узнать, что будет вновь,
Все, скользя, в беззвучье плыло,-
И потеря, и любовь.
И не вспомнить, что не знаешь,
Не сберечь того, что нет.

Сочинение: Нравственная сущность человека?

Почему именно в критических ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? До прочтения отрывка из произведения С. Сергеева –Ценского я, наверное, ответила бы, особо не задумываясь. Автор неравнодушен к проблеме нравственной стойкости человека. Он не просто обозначает проблему, но и подчеркивает ее актуальность.

Вначале Сергеев – Ценский знакомит с обыкновенной девочкой Дашей, живущей в корабельной слободке. Она выросла как дитя бухты и взморья: плавала как дельфин, гребла не хуже самого заправского гребца. Но в трудные моменты жизни своей слободы Даша не осталась равнодушной. Героиня продала все, что можно продать, чтобы купить « пожилую клячу с двуколкой и упряжью. Переодевшись юнгой, она, не раздумывая, отправилась к роковой Альке. Автор подробно описывает переживания Даши, показывая нам, что это обычный человек, со своими страхами, сомнениями. Но в то же время это мужественный человек, который не побоялся ничего, который ринулся спасать раненых, преодолевая ужас, страх. Душевная теплота Даши помогала раненым, им становилось легче от певчего голоса «юнги», от осторожных прикосновений тонких пальцев, от участливых васильковых глаз. Мне кажется, что любому из читающих становится близка тема, которую развивает автор. Бесспорно, что Сергеев – Ценский восхищается мужеством, стойкостью, отвагой девушки. Он убеждает нас, что именно такие люди способны на подвиги. Авторская позиция вызывает только уважение. Он не равнодушен к таким людям, призывает и нас, читателей, восхищаться ними.

Хочется присоединиться к мнению автора. Ведь недаром говорят: « В жизни всегда найдется место подвигу». И жизнь неоднократно доказывала это. Вспомним подвиги наших земляков: Н. Л. Яценко. Н. Давиденко, Н. Литвинова. В российской истории немало женщин, совершивших подвиг. Это жены – декабристов, Зоя Космодемьянская, В. Терешкова… С. Сергеев - Ценский пригласил меня подумать о том, что такое нравственная стойкость. Я соглашусь с автором, что совесть – это память, а память – основа нашей культуры и нравственности. В нашей современной жизни это сейчас и не хватает.

Сергеев – Ценский – русский писатель, родился в семье учителя, жил в Крыму, много путешествовал по стране.

Ранние произведения писателя проникнуты сочувствием к трагической участи бедняка – труженика, верой в лучшее будущее. Лирическая повесть о русской деревне «Печаль полей», повести «Движение», «Наклонная Елена» изображали различные слои русского общества, охваченного предреволюционным кризисом.

Особую популярность получила эпопея Сергеева – Ценского «Севастопольская страда», в которой созданы образы героических защитников Севастополя в Крымской войне.

Основная проблема данного отрывка – милосердие.

«Раненым становилось легче от одного певучего голоса юнги и от его осторожных тонких рук, и от участливых васильковых глаз».

Даша - это храбрая девушка, именно такие девушки нужны были в военное время.

Она «жадными глазами следит за передвижением батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму». Этой героиней можно гордиться.

О милосердии в литературе сказано много. Недавно я прочла повесть В. Закруткина «Матерь человеческая».

Это тоже война, но уже Великая Отечественная. Главная героиня повести Мария воспитывает своих детей, но, когда находит после бомбежки девочку и мальчика, не раздумывая ни на минуту, приводит в свою избу. А ведь и в нашей жизни есть такие примеры, когда люди берут детей из детских домов, приютов. Они вкладывают свою душу, свое сердце в воспитание каждого ребенка. Не оскудели души людские. Добро живет, и будет жить на земле.

Считаю, что данный отрывок наполнен идейным содержанием, с этой девушки можно брать пример.


Банк сочинений к ЕГЭ по русскому языку