Олимпиада по биологии 9 класс с ответами
Олимпиада по биологии 9 класс с ответами
Олимпиада по биологии 9 класс с ответами
Задание 1.
1. Какова структура и функции ядра клетки?
2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды?
По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?
3. Перечислите существующие царства живого.
4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»?
5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»?
6. В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?
7. Перечислите основные признаки живых существ.
8. Какими свойствами обладает водная среда обитания?
9. Какова организация (структура) любой экосистемы?
10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?
Задание 2.
1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?
2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость?
Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней?
3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду:
лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш?
Объясните ваш выбор.
4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука – экология?
5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм?
6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?
7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных?
Приведите примеры разведения плотоядных.
8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные.
Дайте объяснение этому явлению.
9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы?
10. -----
11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества?
12. С какой целью человек создает заповедники и заказники?
13. Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями?
Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод можно сделать из этого?
14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?
15. В чем основные особенности строения вирусов?
Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?
Задание 3.
1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы
(например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)?
Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)?
Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время?
Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?
2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время?
Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области?
Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.
3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома.
Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет?
Обоснуйте ответ.
Олимпиада по биологии. 9 класс. Ответы на задание 1.
- Ядро содержит наследственную информацию о признакахданной клетки и целого организма,
которая реализуется в синтезеопределенных белков.
Снаружи – ядерная мембрана, внутри – хроматин с уплотнениями – ядрышками. - На биотические, абиотические и антропогенные. Они объединены в группы по способу воздействия на организмы.
- Животные, растения, бактерии и грибы. Благодаря наличию в строении клетки клеточной стенки, сходству во внешнем строении, в размножении (наличие спор) и т. д. растения раньше объединялись с грибами и бактериями в одно царство.
- Экологическая ниша— место, занимаемое видом (точнее — его популяцией) в сообществе(биоценозе), комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическимфакторам среды. Местоо битанием называют условия обитания популяции, включающие экотоп, биоценоз. Экологическая ниша же представляет собой сумму факторов существования данного вида, основным из которых является его место в пищевой цепочке.
- Каждый организм или популяция имеет свое место обитание: местность или тип местности, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество. Таким образом, сообщество - комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом иабиотической средой.
- Опыление растений — этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у покрытосеменных. Среди приспособлений цветковых растений можно выделить: Яркая окраска венчика, аромат, а также особенности в расположении тычинок и рыльца пестика.
- Клеточное строение, наличие в составе живых организмов органических веществ (сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей), обмен веществ, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, способность к движению. Обмен веществ – главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности.
- Характерными свойствами водной среды, отличными от суши, являются высокая плотность, подвижность, кислотность, способность растворения газов и солей. Для всех этих условий у гидробионтов исторически выработаны соответствующие приспособления-адаптации.
- Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Совокупность живых организмов биотического компонента называется сообществом (биоценозом). Биотический делится на фитоценоз, микробоценоз и зооценоз. Неживой, или абиотический, компонент экосистемы в основном включает 1) почву или воду и 2) климат. В понятие климата входят такие параметры, как освещенность температура и влажность. Все составляющие компоненты экосистемы находятся во взаимодействии.
- Через клеточные мембраны, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество. Через гиалоплазму.
Олимпиада по биологии. 9 класс. Ответы на задание 2.
- Отсутствием клеточной стенки, пластид, вакуолей, крахмала как запасного питательного вещества.
- Наличие большого количества ярусов, трофических цепочек позволяет полнее использовать ресурсы среды. Таким образом, снижается конкуренция. Кроме того, развитие монокультуры влечет за собой распространение одних и тех же специфичных видов сорняков и вредителей, что также негативно сказывается на разнообразии экосистемы, а значит, на устойчивости. Вдальнейшем это приведет к гибели биоценоза, поскольку снижается количество естественных хищников вредителей.
- Лиственный лес, так как для него характерно наличие большого количества ярусов. В данном случае экосистема будет более устойчива, так как полнее используются ресурсы среды и снижается конкуренция.
- Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, популяционный, биоценотический, биогеоценотический(экосистемный), биосферный. Экология занимается изучением экосистемного уровня: популяций.
- Наличие с структуреего таллома клеток водоросли и гриба, плотно переплетающихся друг с другом. Водоросль поставляет грибу органические вещества, а гриб в свою очередь дает водоросли воду и минеральные вещества. Оба организма участвуют в размножении, создавая специфические образования, состоящие из обоих компонентов: гриба и водоросли.
- Мембраны изолируют внутреннее содержимое клетки от внешней среды; все органоиды, кроме рибосом, имеют мембранное строение; внутренние мембраны разделяют клетку на отсеки, в каждом из которых происходит своя биохимическая реакция.
- Разведение растительноядных животных сокращает длину трофических цепей, а, соответственно, и энергопотери. Растительноядные животные, которых разводит человек: корова, овца, курица и т. д. Примеры разведения хищных животных: норка, песец. Разведение растительноядных животных дает много мяса, молока, так как достаточно растительной пищи, чтобы нарастить мышечную массу.
- Свет ослабевает с глубиной. Глубже проникают коротковолновые (сине-фиолетовые) лучи, поэтому глубоководные водоросли имеют красную окраску, чтобы поглощать эту часть спектра.
- Биоразнообразие - это один из факторов оптимального функционирования экосистем и биосферы в целом. Биоразнообразие обеспечивает устойчивость экосистем к внешним стрессовым воздействиям и поддерживает в них равновесие. Живое от неживого в первую очередь отличается большим разнообразием и способностью увеличивать его по мере эволюции. Эволюция – это процесс процесс увеличения разнообразия живых организмов, форм и уровней их организации, что обеспечивает устойчивость живых систем и экосистем в постоянно изменяющихся условиях нашей планеты.
- ------
- Производители органического вещества – подуценты, или автотрофы. Произойдет гибель консументов в сообществе с связи с разрушением пищевой цепочки и отсутствием источника питания.
- Для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных. А также с целью сохранить уникальные ландшафты и сообщества для будущих поколений. Создание заповедников и заказников необходимо в связи с развитием урбанизации, промышленности и возрастающей угрозой вымирания для существующих видов.
- Человек использует экологические способы борьбы с вредителями, среди них есть те, которые основываются на хищничестве (например, хищные птицы, истребляющие грызунов; божья коровка, поедающая тлю; жук-«пожарник», истребляющий гусениц и тлю с древесных растений) и паразитизме (наездники в качестве паразитов насекомых и других беспозвоночных). Таким образом, возможно вести борьбу с вредителями естественными способами, ненаносящими вред человеку и окружающей среде.
- Передняя конечность млекопитающего приспособлена под хождение и бег. В связи с этим строение ее упрощено, многие кости срослись (для прочности) и обусловлено способом хождения. У человека передняя конечность в процессе эволюции усложнилась в связи с прямохождением, она освободилась и приобрела другое значение (труд, добывание пищи, изготовление орудий). Этим обусловлены изменения в строении: большой палец стал противопоставлен остальным, большая подвижность и т.д..
- Вирус – неклеточная форма жизни. Вирус может существовать только в клетках других организмов – это опасные внутриклеточные паразиты. Они состоят из молекулы нуклеиновой кислоты, заключенной в белковую оболочку. Некоторые имеют приспособления для прикрепления и проникновенияв клетку-хозяина. Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют признаков жизни. С этим связана двойственность природы вируса.
Олимпиада по биологии. 9 класс. Ответы на задание 3.
- Вследствие уничтожения волков в популяции произойдет всплеск численности популяции оленя, поскольку естественный регулятор численности будет уничтожен. Это может привести к катастрофическим последствиям, так как пищевые ресурсы оленей будут уничтожены (съедены), что приведет затем к вымиранию оленей. Увеличение численности вначале идет лавинообразно, пока не исчерпаются ресурсы среды (емкость среды). Таким образом, экологическая роль хищников в регуляции численности жертв и сохранении баланса в экосистеме.
- Человечество, особенно в последние десятилетия, оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду, нарушая процессы в ней. В связи с этим возникают различные глобальные проблемы в биосфере. Основные из них: нарушение биохимических циклов веществ, эррозия почв, загрязнение всех сфер планеты: атмосферы, гидросферы, литосферы, парниковый эффект, вырубка лесов, сокращение местообитаний, опустынивание, истребление видов, истощение ресурсов.
- Основной характерный признак растительной клетки – наличие хлоропластов и хлорофилла. Этот пигмент придает телу растения зеленую окраску. Благодаря ему осуществляется фотосинтез – важнейший процесс на Земле. Зеленая окраска таллома некоторых грибов и лишайников обуславливается наличием других пигментов, а, следовательно, не является поводом для отнесения их кцарству растений.
Олимпиадные задания по биологии 9 класс