Школьные олимпиады

Олимпиадные задания по химии 10 класс


Олимпиадные задания по химии 10 класс.



Олимпиада по химии 10 класс


Олимпиадные    задания   по   химии.         10   класс.


Олимпиадные задания по химии 10 класс


1.

Одним из недавно разработанных методов гидрирования углеводородов является обработка непредельного соединения литием и гексагидратом хлорида никеля.
Напишите уравнения возможных реакций, протекающих при гидрировании гексена-1,
и объясните роль каждого из компонентов смеси в процессе гидрирования.



2.

При изготовлении "золотой" и "серебряной" красок используют порошкообразные металлы или их сплавы.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно установить,
что является основным компонентом а) "серебряного" порошка, б) "золотого" порошка:
а) серебро, алюминий или "новое серебро" (нейзильбер);
б) золото, бронза или латунь.
(В ответе укажите на характерные признаки протекающих реакций, наблюдая которые вы будете устанавливать состав порошков: появление осадка и его цвет, изменение окраски раствора, выделение газа и т. д.)



3.

При сливании 50 мл раствора соли А и 50 мл раствора соли Б выпало 2,69 г осадка, содержащего,
по данным элементного анализа, 1,5% водорода, 14,9% кальция, 23,8% серы, 24,2% цинка и кислород.
При упаривании фильтрата получают менее 0,01 г сухого остатка.
1. Установите формулы солей.
2. Напишите уравнение проведенной реакции.
3. Вычислите содержание солей в исходных растворах в г/л.



4.

Жидкость А получена упариванием при 150–200 °С водного раствора соединения Х,
которое широко используется в технике.
При полном сгорании образца А массой 2,84 г в атмосфере кислорода образовались только диоксид углерода
массой 3,52 г и вода – 2,52 г.
1. Установите молекулярную формулу вещества Х и количественный состав жидкости А.
2. Предложите возможные структурные формулы вещества Х и выберите из них наиболее вероятную,
отвечающую условию задачи.
3. Как называют выбранное вами соединение Х в технике и в справочной литературе?
Какое практическое применение оно находит?



5.

Продукты полного сгорания 0,512 г смеси бензола, стирола и циклогексана в избытке кислорода были пропущены последовательно через трубку с сульфатом меди и сосуд, содержащий 17,5 мл 16,25%-го раствора едкого кали (плотность раствора равна 1,142 г/мл).
Масса трубки при этом возросла на 0,504 г.
1. Напишите уравнения проведенных реакций.
2. Вычислите массовые доли соединений, содержащихся в растворе после окончания поглощения продуктов сгорания.



6.

При медленном растворении 10,0 г смеси мелкоизмельченного металлического железа с его оксидами (II и III)
в избытке 10%-й соляной кислоты (плотность равна 1,05 г/мл) выделяется 604 мл газа,
измеренного при 20 °С и давлении 756 мм рт. ст.
1. Напишите уравнения химических реакций, протекающих при растворении смеси.
2. Вычислите минимальное и максимальное содержание каждого из компонентов смеси (в процентах по массе).
3. Вычислите возможные минимальный и максимальный объемы кислоты, необходимые для растворения смеси.



7.

Избыток газообразного бромоводорода пропускают в раствор стирола в толуоле в присутствии органического пероксида.
Напишите уравнения всех протекающих реакций.



8.

При взаимодействии предельных углеводородов с хлором образуются смеси хлорпроизводных сложного состава.
Разделение этих смесей, содержащих в том числе и изомерные вещества с весьма близкими физическими свойствами,
в лабораторных условиях представляет собой очень трудную экспериментальную задачу и часто просто невыполнимо.
Поэтому для получения индивидуальных соединений обычно используют синтетические методы,
позволяющие получать каждое из веществ с высоким выходом.
1. Сколько может существовать хлорэтанов состава C2H6–xClx? Напишите их структурные формулы.
2. Предложите схемы синтеза каждого из этих соединений, исходя из этанола.
Укажите в схемах необходимые реагенты и условия проведения реакций.



9.

Для получения различных карбениевых ионов R1R2R3C+ используют
либо реакции присоединения протона или других электрофильных агентов к двойной связи С = С (С = Х),
либо реакции гетеролитического разрыва связи R1R2R3C – Х.
При этом ионизация идет тем легче, чем стабильнее уходящая группа Х, поэтому в случае малоустойчивых карбокатионов ионизацию инициируют действием солей серебра (отщепляется галогенид серебра) или сильных кислот Льюиса типа SbF5 (отщепляется устойчивый анион типа SbF6).
Аналогичные реакции с образованием алкенильных катионов R1R2C = С(R3)+ также описаны,
но реализовать их гораздо труднее из-за меньшей устойчивости винильных катионов.
Все попытки получить ацетиленовый катион RCєC+ реакцией ионизации были безуспешными из-за еще большей нестабильности катионов такого типа (очевидно, реакция присоединения электрофилов к кратной связи здесь в принципе невозможна).
Не подходят для этого и диазониевые катионы типа RCєCN2+
, поскольку они очень устойчивы и не теряют молекулы азота даже при нагревании.
Тем не менее ацетиленовые катионы все же были генерированы (хотя и в очень малом количестве),
и изучены их реакции с различными реагентами.
Предложите возможный способ получения таких катионов.



10.

Один из гальванических элементов представляет собой стеклянный сосуд,
в который погружен керамический сосуд из обожженной пористой глины.
В оба сосуда помещают разбавленные растворы серной кислоты:
в стеклянный – 5%-й раствор, в керамический – 10%-й раствор.
Если теперь в сосуды поместить пластины из платинированного угля и замкнуть цепь,
то в цепи появляется электрический ток.
1. Напишите уравнения реакций, протекающих при работе этого элемента.
2. Поясните принцип действия гальванического элемента, подтвердив его расчетом.
3. В каком из растворов находится отрицательный полюс элемента?
4. Будет ли работать этот элемент при замене раствора серной кислоты на:
а) соляную кислоту; б) раствор щелочи; в) раствор хлорида натрия? Ответ поясните.


Олимпиада по химии

Олимпиады по химии с решением

Олимпиада по химии 8 класс
Решение олимпиады по химии 8 класс

Олимпиада по химии 9 класс
Решение олимпиады по химии 9 класс
Задания по химии 9 класс

Олимпиада по химии 10 класс
Решение олимпиады по химии 10 класс
Задания по химии 10 класс

Олимпиада по химии 11 класс
Решение олимпиады по химии 11 класс
Задания по химии 11 класс



Будь в числе первых!
Открытая группа:
Решение школьных олимпиад.
Решаем, обсуждаем, спорим, помогаем.











Олимпиадные задания по химии 10 класс

Реальные варианты олимпиад для 9, 10, 11 классов с подробным решением задач и развернутыми ответами.


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
^Наверх^