Олимпиада по литературе для 9 класса




Олимпиада по литературе 9 класс

Задания олимпиады по литературе для 9 класса.

Олимпиада по литературе 9 класс с ответами

1. Пo данному отрывку назовите автора и его произведение.

а) "Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая.
Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя.
Такова она была действительно, но на малое время.
Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою.
Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу, в намерении отдохнуть".

б) "В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю; очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались".

в) "До станции оставалось ещё с версту.
Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом.
Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари.
На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере.
По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика".

г) "И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лёд от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по чёрным камням".

д) "Но нигде не было слышно отдалённого петушьего крика: ни в городе, ни в разорённых окрестностях не оставалось давно ни одного петуха.
По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом.
Казалось, в этом месте был крепкий и надёжный сам собою пункт городской крепости..."

2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.

а)
Певец-гусар, ты пел биваки,
Раздолье ухарских пиров,
И грозную потеху драки,
И завитки своих усов.

б)
Любовью, дружеством и ленью
Укрытой от забот и бед,
Живи под их надёжной сенью;
В уединении ты счастлив: ты поэт.

в)
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И — лишь оковы обрели.

г)

Когда увидит кто, что в царском пышном доме
По звучном громе Марс почиет на соломе,
Что шлем его и меч хоть в лаврах зеленеют,
Но гордость с роскошью повержены у ног,
И доблести затмить лучи богатств не смеют, —
Не всяк ли скажет тут, что браней страшный бог...

д)

Так из глуши моей стремлю
Я к вам заботливые взгляды,
Вам высшей благости молю...

3. Дайте историко-литературный комментарий
к стихотворению Д. Давыдова «Бородинское поле».

Д.Давыдов
Бородинское поле
Элегия

Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый!
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!
Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу
Попрали сильные. Счастливцы горделивы
Невольным пахарем влекут меня на нивы...
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своих рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь гомерический, Багратион великий!
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!
Ермолов! Я лечу — веди меня, я твой:
О, обречённый быть побед любимым сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!
Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль друга.
(1829)


4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение
следующие литературные произведения?

А.С. Пушкин. «Медный всадник»

М.Врубель

М.Ю. Лермонтов. «Демон»

В.Фаворский

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»

А.Бенуа

«Слово о полку Игореве»

А.Агин


5. Назовите признаки жанров, присутствующих в этом произведении И.А. Крылова. Аргументируйте свой ответ.

Осёл и Соловей

Осёл увидел Соловья
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?"
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
“Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился".
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави бог и нас от этаких судей.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Аллегория».

7. Напишите небольшую творческую работу на тему:
«Почему некоторые стихотворения русских поэтов становятся народными песнями?»




  Ответы на задания олимпиады по литературе 9 класс


Олимпиада по литературе 9 класс. Ответы.


1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.



А) А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Б) А.С. Пушкин. «Метель».

В) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашей времени», «Бэла».

Г) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла».

Д) Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.



А) А.С. Пушкин.   Денису Давыдову.

Б) А.С. Пушкин.   Дельвигу.

В) А.И. Одоевский. Ответ А.С. Пушкину.

Г)   Г.Р. Державин.   Фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому.

Д)   Е.А. Баратынский.   П.А. Вяземскому.



4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?

А.С. Пушкин. «Медный Всадник»

А.Бенуа

М.Ю. Лермонтов. «Демон»

М.Врубель

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»

А.Агин

«Слово о полку Игореве»

В.Фаворский


Олимпиадные задания по литературе 9 класс