Олимпиада по русскому языку 11 класс, ответы
Ответы к олимпиаде по русскому языку 11 класс
1.
Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал.
В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ.
Например, др.-греч. faros и парус.
Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.
2.
Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму.
Древнерусский корень дъм - представлен в современном русском языке в виде: - дм - дым,
например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. "надутый").
Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.
Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении "горло" употреблялись два слова:
гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж.
От слова жерело образовано слово ожерелье – "то, что вокруг горла".
Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.
3.
Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово "тень" ранее относилось к мужскому роду.
Все слова: "постель", "кровать", "дверь" имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме:
постелька, кроватка, дверка.
Слово же "тень" в уменьшительной форме будет мужского рода: "тенёк".
Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова "тень" к мужскому роду в более раннее время.
Вот так: вроде замаскировалась "тень" под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает...
4.
Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.
5.
В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог).
Цель автора - передать замысел максимально скупыми языковыми средствами.
Налицо компрессия. Использованы только существительные.
Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.
Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует.
Образная функция осуществляется через суффикс.
После - смысл предлога равен его языковому значению "спустя некоторое время, а потом", к которому присоединяется пространственное значение.
Строчек - смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.
Лис - множественное число от "лиса" (животное).
После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы.
Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание - образное, метафорическое.
Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного "строчка" - по толковым словарям: строчка - ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.
Итак, строчки лис - мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.
В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется.
Строчка, точка - слова одной тематической группы.
Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения - знак препинания.
Точка - темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок.
Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны.
В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений.
Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки - лис - точки.
6.
Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений
(Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.).
В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых),
инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).
7.
МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра,
пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.
10.
Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны,
военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков.
Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика - это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.
Задания к олимпиаде по русскому языку 11 класс