Олимпиада   по   литературе   для   11   класса




Олимпиада   по   литературе   для   11   класса.

Олимпиада по литературе 11 класс.

Олимпиада по литературе 11 класс с ответами

1. Пo данному отрывку назовите автора и его произведение.

а) "Шли они, и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними:
и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева,
в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем,
которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, ещё по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово.
На полпути они замедлили шаг..."

б) "...Любил ходить на вокзал по вечерам, к курьерскому поезду,
который останавливался здесь в последний раз перед прусской границей.
Со странным очарованием, взволнованно следил он, как к станции, стремительно выскочив из-за поворота,
подлетал на всех парах этот поезд, состоявший всего из пяти новеньких, блестящих вагонов,
как быстро росли и разгорались его огненные глаза, бросавшие вперёд себя на рельсы светлые пятна,
и как он, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом останавливался ...."

в) "Мы с товарищами выехали до восхода солнца.
Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжёлую бричку.
Колёса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок,
и через час на лошадиных боках и стёгнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались пышные хлопья мыла,
а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом
и согретым деготьком смазанной конской сбруи.

Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком.
Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги всё ещё держался хрустально поблёскивавший на солнце ледок, и там пробираться было ещё труднее..."

г) "Поздней ночью, когда зашёл месяц, они покинули Сухой Лог. Через два часа езды спустились с бугра к Чиру.
На лугу кричали коростели, в камышистых заводях речки надсаживались лягушки, и где-то далеко и глухо стонала выпь.

Сплошные сады тянулись над речкой, неприветливо чернея в тумане.

Неподалёку от мостка (...) остановился.
Полночное безмолвие царило в хуторе. (...) тронул коня каблуками, свернул в сторону.
Ехать через мост он не захотел.
Не верил он этой тишине и боялся её..."

д) "Он шёл медленно, точно отдыхая, миновал низкий саксаульник, перешёл через мелкую протоку;
поздняя худая луна освещала текущую воду, постоянно трудящуюся без всякого одобрения.
Над древней караванной дорогой, уходящей мимо Хивы в Афганию или дальше,
стояла мерцающая пыль от света луны".


2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.

а)

Она придёт, даю тебе поруку.
И без меня, в её уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват.

б)

Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою —
Вижу вновь дорогие черты.

в) 

…Прости меня, разведчик мирозданья,
Чьим подвигом в веках отличен век, —
Там тоже, отправляясь на заданье,
В свой космос хлопцы делали разбег.

г)

Нежный призрак,
Рыцарь без укоризны.
Кем ты призван
В мою молодую жизнь?

Во мгле — сизой
Стоишь, ризой
Снеговой одет.

д)

Ты вправе, вывернув карман,
Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.
Мне всё равно, чем сыр туман.
Любая быль — как утро в марте.


3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению А. Ахматовой «Лотова жена».

А. Ахматова: Лотова жена.

Жена же Лотова оглянулась
позади его и стала соляным столпом.
Книга Бытия

И праведник шёл за посланником Бога,
Огромный и светлый, по чёрной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь ещё посмотреть
На красные башни родного Содома, 
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза её больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце моё никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
(1922–1924)


4. Соотнесите имена художников с произведениями, которые они иллюстрировали.

А.Блок. «Двенадцать»

А.Родченко

A.Твардовский. «Василий Тёркин»

Н.Кузьмин

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Ю.Анненков

B.В. Маяковский. «Про это»

О.Верейский


5. Дайте характеристику художественного своеобразия отрывка
из драматической поэмы С.А. Есенина «Пугачёв».

Яблоневым цветом брызжет душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Акт — Картина — Явление».

7. Напишите небольшую творческую работу на тему:
«Какие произведения современных писателей
могут стать классикой русской литературы и почему?»
Дайте обоснование вашему выбору.



  Ответы на задания по литературе 11 класс

  Ответы на задания 11 класс

1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.

А) И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
Б) А.И. Куприн. «Поединок».
В) М.А. Шолохов. «Судьба человека».
Г) М.А. Шолохов. «Тихий Дон».
Д) А.П. Платонов. «Джан».

2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.


А) С.А. Есенин. Собаке Качалова.

Б) С.А. Есенин. Сестре Шуре.

В) А.Т. Твардовский. Космонавту.

Г) М.И. Цветаева. Стихи к Блоку.

Д) Б.Л. Пастернак. Марине Цветаевой.

4. Соотнесите имена художников с произведениями, которые они иллюстрировали.

А.А. Блок. «Двенадцать»

Ю.Анненков

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»

О.Верейский

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Н.Кузьмин

В.В. Маяковский. «Про это»

А.Родченко


Олимпиадные задания по литературе 11 класс